Потребитель может узнать о блокировании своего счета последним. Причем, долг может быть вполне реальным, а может оказаться и фейковым… Почему именно сейчас эта, давно прописанная законом, процедура стала актуальной, в своем блоге на НВ написала член правления ГО «Новая коммунальная Украина», юрист Вита Струкова. 

С середины 2014 года закон определил производителей коммунальных услуг одновременно их исполнителями, и принудил заключать персональные договора с каждым владельцем квартиры. Бумажная волокита оправдала себя только тем, что с момента заключения прямого договора потребитель перестал быть безымянным. А значит, его можно четко идентифицировать и подать в суд, если он задолжал. У монополиста есть его точный адрес, ФИО и даже количество прописанных в квартире.

После повышения тарифов на газ, отопление, горячую и холодную воду суммы к оплате стали в 2-3 раза выше, долги накапливаются быстрее. Это уже не копейки, и чтобы их выбить, монополист может себе позволить заплатить судебный сбор в размере 1,5% от суммы иска (но не меньше 1600 гривен). А в приказном производстве – и того меньше. Потому что профит все равно будет, а все судебные затраты возложат на потребителя.

Всего лишь две эти детали облегчают использование Гражданско-процессуального кодекса и его нормы о приказном производстве, действующие с 2004 года. Что происходит в этом случае? Истец несет в суд документы, которые якобы доказывают, что у потребителя есть долг. Суд считает их бесспорными и обязан в течение трех дней рассмотреть и принять приказ. Как правило, в пользу монополиста. Вызывать потребителя для пояснений не нужно, поэтому он получает «письмо счастья» с судебным приказом, которым обязуется погасить долг, пеню и судебный сбор.

Потребитель может начинать защищаться только на этапе обжалования этого судебного приказа – в течение 10 дней подать апелляцию. Но если письмо не отправили, оно не пришло, или просто вас не нашло, судебный приказ вступает в полную силу, и монополист передает его в Государственную исполнительную службу. Там он тоже платит – аванс в размере 2% от суммы взыскания.

Согласно закону Об исполнительной службе данные про должника вносятся в реестр, и госисполнитель может накладывать запрет на отчуждение его имущества. Арест может быть наложен на банковские счета, недвижимость, акции – все, что на вас оформлено.

Вот на этом этапе потребитель может вообще впервые узнать про суд без следствия, просроченную возможность апелляции, запаниковать и оплатить даже несуществующий долг.

Вопиющие случаи ареста счетов потребителей без фактического уведомления должников – это зачастую результат несимметричного доступа к правосудию для монополистов и обычных граждан. Первые подкованы и знают процессуальные возможности, а вторые – разрознены и непривычны к общению с судами. Хотя с учетом качества жилищно-коммунальных услуг и тарифов на них – поводов для исков у нас более чем достаточно.

Безусловно, рассчитываться за коммуналку нужно, однако надо юридически грамотно реагировать на случаи откровенного очковтирательства со стороны монополистов. И не сильно верить политикам, которые призывают просто не платить по счетам. Они вряд ли придут на помощь, когда вы не сможете купить продукты в магазине.

В ЖКХ эта практика только зарождается силами потребителей-юрлиц. В суд против монополистов идут мелкие исполнители услуг или ОСМД. Например, по Киеву есть уже 2 прецедента, когда суды установили, что Киевэнерго начислило мнимые гигакалории и долги, и даже отменили установленные регулятором тарифы.

Обычным людям сложнее себя защищать, особенно, когда не понимаешь, откуда может грянуть беда – липовый долг в квитанции или сразу арест банковского счета. Но и здесь появляются успешные прецеденты: жительница Киева обжаловала судебный приказ, инициированный Киевгазом за якобы долг за газ в размере 1 тыс. грн, и его отменили.

А значит, украинцы начинают осваивать первичные навыки для своей защиты. Но все еще нуждаются в доступе к правосудию, в то время, когда монополисты уже вовсю доказывают «бесспорные» долги в суде.