Идея о создании мегарегулятора финансовых рынков обсуждается в Украине уже много лет. Сейчас процесс вроде сдвинулся с места: законопроект о сплите должен вот-вот попасть на второе чтение. Документ предлагает ликвидировать Нацкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг и отдать контроль над страховыми, финансовыми компаниями, кредитными союзами и другими финучреждениями Национальному банку. Насколько удачным может оказаться такой проект, на своей странице в Facebook написал эксперт финансового рынка, член комитета НАБУ Александр Ярецкий.
В чем проблема продавливаемого сейчас законопроект №2413a «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг», (известного также как «Закон о сплите»), на основании которого планируется создание мега-регулятора финансового рынка на базе НБУ?
Проблема настолько проста, насколько и фундаментальна.
Центробанк, для того, чтобы иметь возможность проводить самостоятельную монетарную политику, должен быть максимально независимым от правительства, чтобы иметь возможность не включать печатный станок под его аппетиты.
А мегарегулятор, как государственный орган власти, определяющей политику на финансовом рынке, наоборот, должен быть частью вертикали исполнительной власти с КМУ во главе. Потому что так определено нашей Конституцией, которая предусматривает принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Сейчас же мы имеем уродца (НБУ), который стыдливо назван «особенным органом государственного управления», чтобы совместить эти две несовместимые функции (из которых в Конституции упоминается всего одна — монетарная). Причем этот уродец по своему закону (а не Конституции) имеет властные полномочия в части регулирования (а не управления) банковского рынка. И работают в этом органе, имеющем регуляторные функции и властные полномочия, но не являющемся органом государственной власти, не госслужащие. Все это в корне неверно и нарушает Конституцию.
И вот вместо того, чтобы правильно разделить Центробанк с монетарными функциями и надзор за финрынком, на существующего уродца вешают еще и надзор за небанковским финансовым рынком. Делая из этого уродца еще большего уродца.