Безработица – тактическая проблема правительства
Анализ динамики уровня безработицы за последние 10 лет показывает, что при наступлении кризиса безработица сразу «улетает» до уровня выше 10%. Это видно как на примере кризиса 2008-2009 гг., так и на примере кризиса 2014-2015 гг.
Анализ графика уровня безработицы за последние 10 лет позволяет сделать еще ряд полезных выводов. Во-первых, наша экономика очень чутко реагирует на спад деловой активности именно снижением занятости населения. Это делает экономические кризисы «чувствительной точкой» политиков, поскольку падение занятости затрагивает электорат.
Во-вторых, восстановление уровня занятости населения в Украине происходит очень медленно и, как правило, имеет поступательный характер.
Так, в июль 2017 года мы вошли с уровнем безработицы 10,5%. В сентябре она снизилась до 9,1%, однако все еще оставалась очень высокой и правительству не удавалось ее сбить ниже 8%, как это было во время сырьевых кризисов 1998-1999 и 2008-2009 гг. На мой взгляд, рост безработицы в Украине последние полгода питался двумя факторами: оттоком формально безработного населения в ЕС на сезонные работы и очень слабеньким восстановлением промышленности.
Оба фактора не находились под влиянием украинского правительства, основной ресурс которого был направлен на обеспечение финансовой стабильности и не предполагал активной промышленной политики.
Учет и контроль рабочей силы
Суть проблемы в том, что экономика без трудовых ресурсов и потребителей (населения) невозможна по определению. Более того, экономика может мало зависеть от размера территорий, а иногда и от качества этих территорий их климата и прочих характеристик. Поэтому самый главный успех экономических реформ – это возможность государства занять чем-то полезным население на своей территории. И вот именно в этом узком моменте Украине похвастаться особенно не чем.
По статистике Госкомстата, трудоспособное население в Украине составляет примерно 26 млн человек, из которых работает только 16,5 млн человек.
Т.е. практически 10 млн трудовых ресурсов (или 38% трудоспособного населения), не являясь в большинстве своем официально безработными, остаются «балластом» для экономики Украины, работая за пределами страны. Правда за их счет удается пополнять золотовалютные резервы НБУ, поскольку именно «заробитчане» всегда были заметным источником валюты в стране.
По состоянию на начало 2017 года в России работало примерно 2,1 млн граждан Украины. Ситуация с Польшей была сложнее: польские власти информируют, что на территории Польши в 2016 году работало около 400 тыс. украинцев, и это только по официальной статистике. Сколько же наших граждан работало и проживало в Польше нелегально — оценивать сложно. Разброс в оценках по Польше большой, и находится в диапазоне от 0,8 до 1,5 млн человек.
Таким образом, из 10 млн незанятых, в качестве безработных учтены только около 1,5-1,6 млн человек. Остальные 8-8,5 млн работают за рубежом, но не отказываются от украинского паспорта, и очевидно ожидают наступления пенсионного возраста, чтобы перебраться в Украину.
Спрос на реформы
Результаты реформ должны быть видны не по месту в рейтинге Мирового банка Doing Business, а по притоку в Украину иностранных инвестиций – собственно это и есть новые технологии, новые рабочие места и путь к расцвету национальной экономики. Пожалуй, это единственный путь, за счет которого можно комплексно решить все проблемы Украинской экономики: от слабой занятости населения до ухода от сырьевой зависимости.
Пока же похвастаться кардинальными сдвигами очень сложно. В 2015 году Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Украине сократились на $12,9 млрд., в 2016 году — на $4,5 млрд. В первом полугодии 2017 года, впервые с окончания кризиса ПИИ выросли чуть более чем на 4% — примерно на $1,6 млрд., что для такой страны как Украина очень мало. Для примера, когда в Украине после Оранжевой революции в 2004-2005 годах был инвестиционный бум, ПИИ в Украину росли темпами по $6-8 млрд. в год.
Я считаю, что $6 млрд. в год — это как раз тот порог ПИИ, который позволяет Украине комфортно развиваться и расти. $8-10 млрд. в год – это уже настоящий инвестиционный бум для нашей «окраины Европы». Правительству нужно доводить плановые показатели по ПИИ на 2018 год до отметки $8 млрд. в год, и это должны быть не кредиты, а именно инвестиции в акционерный капитал украинских компаний.
К сожалению, Украина не полностью открылась Западу. На практике наша бизнес-среда защищает свои «жирные» участки рынка и не очень пускает на нем работать западные компании. Иллюстраций подковерной борьбы за место под украинским солнцем предостаточно, чего только стоят похождения Ryanair в Борисполе или идеи госбанков исподтишка загонять к себе на обслуживание госкомпании и бюджетные организации.
Не знаю, понимают ли это в экономическом блоке правительства, но подобную практику «протекционизма» местным бизнес элитам нужно прекращать, причем на протяжении 1-2 лет, поскольку иначе в долгосрочной перспективе прогнозы Warsaw Enterprise Institute могут сбыться и наши более способные соседи вытянут еще большую часть трудовых ресурсов из нашей экономики, сократив и ее масштаб, и ее привлекательность.