Сергей Фурса

Почему размещение еврооблигаций прошло успешно

Итак, Украина провела хорошее размещение. Чуда не случилось. Да и на рынке его не бывает. Тут только расчет. И традиционное украинское «плоха та сделка, где мы никого не кинули» тут не работает. Страна впервые привлекла 15 летний бонд, так далеко еще не размещались. Доходность в процессе размещения снизилась с 7,75 до 7,375%.

И, честно говоря, еще месяц назад о такой ставке мы не могли мечтать и по 10-и летним бумагам. Тут и ребята на роад-шоу постарались, и лид-менеджеры не зря свой хлеб едят (причем с черной икрой). Ключевое в этой сделке даже не сумма, а сам факт сложной операции по управлению госдолгом, что позволило разгрузить 2019 году, убрав оттуда риски.

Учитывая, что это год выборов, то для финансовой надежности страны это очень важно. Но тут супер профессионалы, представляющие то ли группу крепких хозяйственников, то ли отчаянных популистов, то ли товарищей, которые хотят все завалить дешевыми деньгами, пишут

Первый тезис. Зачем брать под 7,375% когда можно привлекать на внутреннем рынке под 5%. И еще и с Ощадбанком и его ставками можно сравнить. Этот аргумент можно было бы простить бабушке на скамейке, но не бывшему министру финансов. Который, очевидно, понимает, что пишет бред, но сознательно манипулирует.

Но все же напомним ему, что стоимость денег зависит от срока, на который вы эти деньги привлекаете. И сравнивать стоимость привлечения на 2-3 года и на 15 лет просто не допустимо. Для такого срока стоимость привлечения адекватна украинскому риску. Хотим привлекать дешевле – делаем реформы и повышаем кредитный рейтинг. Не говоря уже о том, что совсем не работа государства пылесосить валюту у населения или локальных банков. Скажем прямо, это даже вредно.

И еще один аргумент. Сейчас ставки на историческом минимуме. Так дешево деньги не стоили никогда. И вечно этот аукцион невиданной щедрости продолжаться не может. Поэтому решение занимать «на долго» очень верное. Хорошо бы еще вдогонку 30 лет сделать. Или 100 лет, как Мексика. Но боюсь инвесторы икать начнут от таких предложений.

Второй тезис – что деньги направили не на проедание, а на погашение будущего долга. В чем тут «зрада» до конца не ясно. Вся идея данной операции была именно в том, чтобы разгрузить 2019 год и 2020 год. Так раньше делали наши корпоративные заемщики. Теперь вот сделало государство. Это абсолютно здравая политика министерства финансов, которое думает чуть дальше, чем до конца текущего года. Хотя, кому мы это говорим. Какой был горизонт планирования у министра финансовом в правительстве Тимошенко мы все прекрасно помним.

Ну и наконец про налоги. Это уже любимый аргумент «зрадофилов». И опять мимо. Да, отменили налоги. Но их тут и не могло быть по определению. Представьте себе картину, приходит Минфин к иностранному инвестору, который торгует еврооблигациями по лондонскому праву и которые формально торгуются на ирландской бирже. И торгуют они давно друг с другом украинские еврооблигации. И тут приходит Минфин Украины и говорит «продай мне, дорогой друг, назад мой долг». И вроде все хорошо, но тут Минфин добавляет «Да, но ты мне продашь по рынку, по рыночным ценам, но я с тебя еще налог возьму».

Что случится тогда? Сразу пошлют и чаю еще предложат допить? Совершенно очевидно что платить налоги тут никто не собирался. Это просто нонсенс. Поэтому и снять налоговую нагрузки в данном случае было полностью разумным и рациональным шагом. Иначе бы вся эта сделка не получилась.