Бум или рутина?
Для банковских служащих в Украине стало больше работы. По данным аналитика rabota.ua Татьяны Пашкиной, в июле этого года количество вакансий в категории банковского персонала выросло, по сравнению с началом 2017г, на 23%. И это с учетом традиционного затишья на рынке труда и периода отпусков. К примеру, в марте предложение опережало январское на 33%. Кадровики рассчитывают, что, по итогам сентября, этот показатель будет еще выше.
Об увеличении потребностей в дополнительном персонале говорят и в самих банках.
По словам директора по персоналу Forward Bank Марины Супрун, в 2016 году банк возобновил активное кредитование населения, сделав акцент на дистанционное обслуживание клиентов. «Соответственно, в текущем году мы усилили команду специалистов таких направлений как CRM,IT и телемаркетинг», — говорит Супрун.
"У нас открыты вакансии кассиров и специалистов по обслуживанию в отделениях, есть вакансии в отделе валютного контроля, финмониторинга, отделе карточных продуктов, отделе кредитного администрирования", - рассказала «Минфину» директор департамента персонала Пиреус Банка Анна Радыш.
Директор по управлению персоналом объединенного банка «Альфа-Банк Украина» и Укрсоцбанк Татьяна Стрекаль говорит, что сейчас активно развивается направление продаж через интернет, мобильные приложения и т.д. Поэтому банк предлагает соответствующие вакансии. «Но живое общение с клиентами никто не отменял, поэтому продолжает быть актуальной потребность в специалистах по продажам и обслуживанию клиентов в региональной сети», — отмечает она.
Но на страховом рынке ситуация прямо противоположная — число рабочих мест, наоборот, сокращается. По данным rabota.ua, в сравнении с началом этого года, количество предложений для страхового персонала сократилось на 12%. «Появление новых вакансий, скорее, связано с текучестью персонала: работодателям нужно кем-то заменять уволившихся сотрудников, вот они и подают заявки в агентства. О расширении штата речь не идет», — поясняет руководитель ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Больше всего вакансий для банковского персонала предлагают в Киеве — 36% от общего количества. На втором месте — Днепропетровская область (9%). В топ-3 вошла также Одесская область (7%).
В перечень самых востребованных, по словам Пашкиной, попали менеджеры по продаже банковских продуктов (25% от общего числа вакансий), специалисты по кассовым операциям (17%), кредитованию (13%), розничному бизнесу (7%), взысканию задолженности (4%).
Ее слова подтверждает и руководитель Ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский. «Нужны те, кто приносит в компанию деньги — андеррайтеры, специалисты по урегулированию убытков, продавцы. О специалистах, которые работают на развитие, страховщики сейчас думают меньше», — говорит эксперт.
Чистки продолжаются
Ни банковский, ни страховой рынок пока так и не пришли в себя после массовых чисток, наблюдавшихся в последние три года. По данным главы Ассоциации защиты банков Екатерины Назимко, за это время количество банковских сотрудников в Украине сократилось на 106,4 тыс человек. если в 2014 году в банках трудилось 246,5 тыс. специалистов, то на начало этого года — только 140,1 тыс.
Массовые сокращения персонала не минули и регулятора. С 2014 по 2015 год Нацбанк урезал штатное расписание с 12 тыс до 10 тыс. В 2016г в НБУ трудилось уже только 5 тыс человек. А в планах до 2020 года — оставить не более 2 тысяч.
И так как чистка в финансовом секторе еще не закончена, негативная динамика будет только усугубляться, — уверены эксперты.
Пока не понятно, насколько поредеют ряды на страховом рынке. Однако работу уже потеряло, и может еще потерять десятки тысяч человек. «Закрылось очень много компаний, в том числе, международных. Понятно, что масса специалистов оказались не у дел», — говорит Черняховский.
Даже нынешний рост числа вакансий впечатляет разве что динамикой. В цифрах ситуация выглядит не такой оптимистичной. Скажем, в базе rabota.ua для специалистов по кредитованию, которые нынче в фаворе у работодателей, всего 4,6 тыс, предложений. Для продавцов банковских продуктов в финучреждениях всей страны нашлось 3,5 тысяч рабочих мест, для специалистов по кассовым операциям — 3 тысячи.
Многие банковские и страховые специалисты, не дожидаясь пока их уволят, сами уходят в другие профессиональные сферы. Так, в последние годы школы, предлагающие краткосрочные курсы для начинающих IT- шников, фиксировали рекордное количество учащихся, которые ранее работали на финансовых рынках.
«Многие действительно уходят в IT-компании или на сервисные проекты, где есть возможность неплохо зарабатывать», — подтверждает тенденцию Черняховский.
«Процесс подбора специалистов ежегодно усложняется. Мы наблюдаем тенденцию к тому, что квалифицированные специалисты переходят из банковского сектора в другие сферы бизнеса, а также выезжают за границу, легко находя применение своим навыкам за рубежом после работы в крупных международных группах. Это все, к сожалению, приводит к тому, что иногда есть дефицит резюме на открытые вакансии», — сетует Татьяна Стрекаль.
А Татьяна Пашкина говорит об уменьшении числа откликов на вакансии для банковского и страхового персонала. Если в 2015 году среднестатистической вакансией интересовалось 30 потенциальных соискателей, то в прошлом году — только 12, а в этом — 10.
«Фактически, можно говорить о том, что кризис испытывает не только финансовый сектор, а и сама профессия «банкир». Происходит снижение активности кандидатов в банковском секторе, в то время как общая активность кандидатов-соискателей увеличивается. В тоже время банковский персонал становится более гибким, мобильным и технологичным», — считает Марина Супрун.
Она добавляет, что сейчас, помимо профессиональных требований, работодатели ценят людей, умеющих быстро обучаться, адаптироваться, имеющих желание расти и развиваться в профессии.
Много лишних
Вместе с тем, на рынке все равно сохраняется переизбыток специалистов. Практически по всем направлениям количество резюме превышает число вакансий. К примеру, если на Киев приходится 35% всех финансовых вакансий, то резюме тут — 38%. В Днепропетровской области эти показатели составляют 8% и 9%, в Запорожской — 3% и 5% соответственно. Лишь в немногих регионах ситуация прямо противоположная — вакансий там больше, чем резюме. Скажем, в Одесской области на 7% предложений приходится только 4% резюме, а вот во Львовской заявок от соискателей на 1% больше, чем вакансий. Такая же картина в Полтавской и Николаевской областях.
Если сравнивать пожелания работодателей и отклик на них рынка труда, то дефицитными выглядят и отдельные направления. Скажем, если для специалистов по продаже банковских продуктов в общей базе предусмотрено 25% вакансий, то резюме от претендентов — только 20%. По кассовым операциям предложение и спрос соотносятся как 17% к 14%, по розничному бизнесу 7% к 3% и т.д.
Переизбыток соискателей есть по таким направлениям как кредитование (вакансий — 9%, резюме — 13%) и топ-менеджмент (3% и 5% соответственно).
«На рынке очень много безработных управленцев, причем, высокого уровня», — подтверждает тенденцию Черняховский.
Скажем, в базе rabota.ua для руководителей отделений или филиалов финучреждений со всей Украины собрано всего чуть более 1,4 тыс. вакансий. Это почти в 3,5 раза меньше, чем для специалистов по кредитованию.
Зарплатное урезание
Не радуют финансистов и зарплаты. Если и банковские и страховые компании ранее входили в список наиболее завидных и щедрых работодателей, то сейчас они — едва ли не в хвосте зарплатного рейтинга.
К примеру, по данным rabota.ua, средняя зарплата розничников в отечественных банках не дотягивает даже до 7 тыс грн. Специалисты по кассовым операциям и кредитованию получают и того меньше — 6,3 тыс грн. и 6,5 тыс грн. соответственно. Специалистам по взысканию задолженности предлагают порядка 8,5 тыс грн. в месяц, IT-шники в банках могут претендовать на 13,5 тыс грн., тогда как стоимость специалистов среднего уровня на IT-рынке уже давно не опускается ниже 20 тыс — 25 тыс грн.
Руководители банковских отделений и филиалов получают чуть больше 14 тыс грн.
На нынешние банковские зарплаты часто не хотят идти даже студенты. «В отдельных случаях уровень квалификации специалистов не соответствует зарплатным ожиданиям. У выпускников вузов и молодых специалистов, в основном, высокие пожелания к уровню должности и заработной платы. Многие из них не готовы работать на перспективу. Это общая проблема мотивации молодого поколения, которая сейчас активно обсуждается на профильных HR-конференциях», — рассказывают в одном из банков.
Впрочем, некоторые банки все же повышают зарплаты. Как рассказала Марина Супрун, в прошлом году средний рост доходов сотрудников банковской сферы составил 16%, по данным Ernst & Young. Наибольший рост наблюдается у специалистов информационной безопасности банков, CRM аналитиков, IT-специалистов.
«Уже в этом году финансовый сектор показывает некоторый рост в зарплатах. Ожидаем, что в следующем году он продолжится. Хотя, конечно, многое будет зависеть от экономической ситуации в стране и от того, насколько здоровой будет ситуация в финансовом секторе», — прогнозируют в Пиреус Банке.
По словам Татьяны Стрекаль, банки также активно пересматривают свои программы мотивации для сотрудников фронт-офиса – снижается фиксированная часть дохода (оклада) и повышаются доли бонусов по результатам работы.
На страховом рынке ситуация хуже. «Ищут специалиста среднего звена на 10 тыс грн в месяц. Многие просто не готовы работать за такие деньги», — говорит Черняховский.
Согласно статистике rabota.ua, руководителю филиала страховой компании в среднем по стране предлагают около 12 тыс грн., специалистам по страхованию жизни — 8,4 тыс грн., по медстрахованию — 6,6 тыс грн., страхованию имущества — 6 тыс грн., автострахованию — менее 6 тыс грн., актуариям — 7,8 тыс грн. Это намного меньше, чем указывают в своих резюме потенциальные кандидаты. К примеру, претенденты на должность руководителя страховой компании хотят получать не меньше 20,7 тыс грн, а специалисты по автострахованию — 9,2 тыс грн — то есть почти вдвое больше, чем им готовы платить.
И в ближайшее время ситуация вряд ли кардинально улучшится: работодатели в один голос заявляют, что у них нет возможности увеличивать зарплатный фонд. А это чревато дальнейшим уходом из отрасли высококлассных специалистов, которые будут искать применение своим талантам в других сферах.
Леся Павелецкая