Делегация украинских властей во главе с министром финансов Александром Данилюком уже отправилась в «роад шоу» в США и Великобританию. Там пройдут встречи с держателями бондов, подлежащих рефинансированию. Ради этого Данилюк даже решил пропустить визит в Киев замглавы МВФ Джона Липтона.
Почему возвращение на рынок еврооблигаций так важно для Украины, разбирался «Минфин».
Четыре дня переговоров
«При других обстоятельствах, однозначно я бы остался в Киеве, но сейчас мы готовимся выйти на международные рынки капитала и это очень важно для Украины, потому что это результат всех наших усилий по реформированию за последние три года» – говорил Александр Данилюк в одном из своих интервью.
Переговоры с держателями бумаг 2019-20 годов для Минфина действительно важны, причем неотложно: частично заместить эти бумаги новым размещением министерство намерено не позднее 27 сентября. До этой даты украинской делегации (кроме Данилюка в «роад шоу» поехали замминистра финансов Юрий Буца, замминистра экономики Максим Нефедов и замглавы НБУ Дмитрий Сологуб) придется серьезно потрудиться, чтобы убедить держателей облигаций отсрочить погашение обязательств Украины на более длительный срок.
На 11 и 12 сентября были запланированы встречи с инвесторами в Лондоне, 13 сентября – в Нью-Йорке, 14 числа – в Бостоне.
Читайте также: Украина возвращается на рынок еврооблигаций
Не предприми Минфин срочных мер, следующие 4 года могут стать очень тяжелыми для Украины с точки зрения выплаты внешних долгов. Общая сумма, которую нужно вернуть в этот период кредиторам составляет порядка $20 млрд. Самый опасный — 2019 год, когда выплаты могут превысить $4,6 млрд. А с учетом квази-суверенных еврооблигаций (евробондов «Укрзализныци» и госбанков – Ощада и Укрэксима) эта цифра составит $7,5 млрд. В 2020 году — $6,1 млрд.
Это весьма некстати, если вспомнить что в 2019 году должны состояться выборы. Политические риски в этот период будут на пике, а возможности по привлечению финансирования — очень небольшие. Не удивительно, что Минфин хочет отложить выплаты на более поздний срок. Но для этого ему нужно выкупить короткие евробонды с погашением в 2019-2020 гг и заменить их (хотя бы частично) длинными — десяти — или даже пятнадцатилетними бумагами.
«Если Минфину удастся успешно реструктуризировать выпуск 2019 года, госкомпании, скорее всего, последуют его примеру и тоже попытаются пролонгировать свой долг», — считает главный экономист Dragon Capital Елена Белан В таком случае, неотложные выплаты Украины в 2019 году могут снизиться до $5,1 мрлд.
Оба выпуска – и «Украина-19» и «Украина-20» – охватывают примерно одинаковую сумму – в обращении находится по $1,8 млрд. Пролонгация бумаг с погашением в 19 году для Минфина более приоритетна. Согласно публичной оферте Украины на выкуп евробондов, размещенной на сайте Ирландской фондовой биржи, облигации-2019 Минфин намерен выкупить полностью.
Выкуп бондов 2020 года ограничен суммой в $1,5 млрд. Но и такой объем возможен только при условии, что заместить выпуск-19 не получится вообще. То есть замещение облигаций с погашением в 20 году будет зависеть от масштабов рефинансирования более ранних бондов – если Минфин выкупит, например, $1,2 млрд бумаг-2019, то из выпуска-2020 пролонгации будут подлежать только $300 млн.
По мнению экспертов, после замещения коротких бумаг длинными, Украина должна остаться в хорошем плюсе, даже с учетом затрат на выкуп еврооблигаций по цене выше номинала. «По нашим оценкам, общий объем выпуска может составить $2,5 млрд, а чистый объем привлечений (после вычета затрат на выкуп) около $1 млрд», — прикидывает Елена Белан
Универсальный долг
Для Украины замена старых облигаций новыми в текущих условиях – самый благоприятный исход, поскольку это не требует от страны дополнительных расходов в валюте прямо сейчас. Усугубляют ситуацию деривативы, привязанные к ВВП Украины (та самая реструктуризация Минфина Натальи Яресько). Их действие начнется уже в 2021 году, а сумма выплат по ним будет зависеть от темпов роста украинской экономики.
Согласятся ли бондхолдеры с предложением Украины сейчас – вопрос пока открытый. Большой минус для Минфина состоит в том, что это уже вторая отсрочка по одним и тем же бумагам: первая пролонгация состоялась в 2015 году. Сейчас держателям украинских бондов предложат еще более радикальный исход: министерство финансов планирует выпустить в целях рефинансирования десяти- или даже пятнадцатилетние бумаги.
«Параметры нового выпуска, в т. ч. сроки размещения, прояснятся по итогам стартовавшего роад-шоу. В случае заинтересованности инвесторов, регистрация выпуска может произойти довольно быстро. Потенциальные покупатели новых бумаг – не только держатели предыдущих выпусков, но и новые инвесторы» – говорит директор корпоративного департамента IBI-Rating Игорь Дикий.
По его словам, озвученные в оферте «цены» выкупа старых бумаг (106% от номинала для бондов 2019 года и 106,75% — для 2020) – один из главных аргументов Минфина. С его помощью украинская делегация будет уговаривать бондхолдеров обменять облигации.
Скорее всего, Минфин не ограничится перекрытием бондов 2019-2020 годов. Часть размещения пройдет в «чистом виде», то есть деньги напрямую будут зачислены в бюджет. Проблем с этим возникнуть не должно: мировые инвесторы в целом благосклонно смотрят в сторону ценных бумаг развивающих стран. Доказательство тому – успешные размещения Греции, Таджикистана и даже перманентно воюющего Ирака.
Украинский сценарий практически полностью идентичен греческому. В конце июля этого года греки после трехлетнего перерыва (Украина выходит на рынок впервые за 4 года) разместили еврооблигации на 3 млрд евро. Половину этого выпуска приобрели держатели греческих бондов с погашением в 2019 году. Старые бумаги Минфин Греции выкупил за 102,6% от номинала, доходность по новым бондам составила 4,625%. О таких цифрах Украина пока может только мечтать. Тем более, что греки провели свое размещение в удачный момент: незадолго до этого МВФ одобрил очередной транш помощи для страны на 1,8 млрд евро. А вот обещанный кредитором Украине транш пока сильно задерживается.
Новости о планах украинского Минфина мировые рынки восприняли позитивно. По данным Елены Белан из Dragon Capital, после объявления предварительных условий выкупа, суверенные еврооблигации резко выросли в цене, а доходность 10-летних бумаг снизилась до рекордно низких 7,13%. Но в этом смысле Украина по-прежнему находится ближе к Ираку с его 8%, чем к Греции.
«Новые еврооблигации со сроками погашения от 10 до 15 лет могут быть размещены с купоном 7,3%-7,5%, что ниже процентной ставки по находящимся в обращении бумагам (7,75%)» – прогнозирует Белан.
Неизбежные проценты
Несмотря на неожиданно масштабные планы по возврату на рынок ценных бумаг (в начале года речь шла разве что о тестовом размещении на $500 млн), Минфин продолжает надеяться и на МВФ. До конца года Александр Данилюк ожидает двух траншей, оценки НБУ скромнее – один транш на $1,8 млрд. В конце сентября Украину посетит миссия Фонда, но ждать до того времени Минфин не может: переговоры с бондхолдерами могут затянуться, что не отменяет необходимости выплачивать проценты по старым бумагам, а также рассчитываться с МВФ по долгу 2014 года (программа Stand-by).
«Традиционный» вариант – одолжить сейчас и держать деньги до погашения имеет явный минус: до 2019 года придется платить проценты и по обоим долгам. Тогда как решение проблемы пиковых выплат путем досрочной пролонгации долга открывает возможности для повышения суверенного рейтинга Украины и улучшения условий работы на рынке заимствований в будущем» – говорит главный экономист Альфа-Банка и Укрсоцбанка Алексей Блинов.
По мнению исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, теоретически Минфин мог бы пойти на более дальновидный шаг, занявшись выкупом не бондов 19 и 20 годов, а деривативов (тех самых ВВП-варрантов), обязательства по которым Украине придется гасить с 2021 по 2040 год.
«Выпуск новых облигаций под погашение старых – это в любом случае лучше, чем прямое зачисление денег в бюджет и непрозрачное их распределение в будущем. Но логичнее было бы постепенно выкупать именно деривативы, а не обычные евробонды. Есть риск, что из-за них мы будем вынуждены в течение 20 лет около 5% ВВП тратить только на обслуживание старых долгов», — полагает он.
В любом случае, новых заимствований Украине не избежать, будь то помощь МВФ или государственные ценные бумаги. Поэтому удачное возвращение на международные рынки капитала – это не в последнюю очередь еще и вопрос репутации нашей страны как заемщика в глазах международных инвесторов. Сейчас Украине приходится платить высокие проценты кредиторам не только из-за войны и проблем в экономике. Одна из важных причин – судебные разбирательства Украины и России по делу о «евробондах Януковича» на $3 млрд, — считает Игорь Дикий. Успешная замена бумаг поможет нашему правительству вернуться в строй благонадежных заемщиков. Это должно помочь снизить стоимость заимствований в будущем.
Ольга Терещенко