Для снижения неопределенности в сложной системе люди и их группы формируют определенные институты. Если мы обратимся к институтам, образовавшим рыночный капитализм — или, как предпочитают говорить посткейнсианцы, денежную экономику, — то важнейшим из таких институтов являются форвардные контракты.
Они обеспечивают определенные гарантии, касающиеся будущих материальных и денежных потоков.
Согласно Я. Кригелю, «… как природа не терпит пустоты, так и экономическая система не терпит неопределенности. Она реагирует на отсутствие информации, которую рынок не в состоянии обеспечить, созданием институтов, уменьшающих степень неопределенности: контрактов о заработной плате, контрактов на ссуды, соглашений о поставках, торговых соглашений». Добавлю от себя — ПЕНСИЙ. Контракт с государством о пенсиях — ТИП ФОРВАРДНОГО КОНТРАКТА. Попытка уйти от неопределенности, в которой мы живем.
Таким образом, контракты, в т.ч. и пенсия — способ снижения степени неопределенности будущего, ведь они как бы упорядочивают хозяйственную деятельность, имеющую временную протяженность.
Для того, чтобы система форвардных контрактов функционировала бесперебойно, необходим другой институт — деньги. Деньги в посткейнсианской традиции понимаются как средство соизмерения контрактных обязательств и как средство их выполнения. Таким образом, деньги в денежной экономике представляют собой не просто «средство обращения» или «всеобщий эквивалент», а «… то, чем выплачиваются долговые и ценовые контракты и в чем удерживается запас общей покупательной способности».
При этом сама денежная экономика понимается как «экономика, основанная на системе форвардных контрактов». И здесь мы подходим к посткейнсианскому пониманию государства.
Институт, без которого немыслимо существование денежной экономики, — государство как орган, выполняющий функцию защиты форвардных контрактов. И пенсий, в том числе. Причем, как пенсий из солидарного (первого) уровня, ТАК И ИЗ второго (накопительного). В этом разрезе не важна форма обеспечения. Важен САМ ФОРВАРДНЫЙ КОНТРАКТ.
Главная функция государства, по мнению посткейнсианцев, состоит вовсе не в устранении негативных экстерналий и не в борьбе с монополиями, а в том, что оно обеспечивает принуждение к выполнению контрактных обязательств, т. е. их «ин-форсмент» (enforcement).
Неспособность или нежелание государства выполнять эту функцию — то, что было когда-то названо нами институциональной неадекватностью государства, — резко увеличивает степень неопределенности будущего и ставит под угрозу само существование денежной экономики.
Ведь институциональная неадекватность государства подрывает доверие к контрактам, вследствие чего большинство людей будут избегать их заключать. Это ярко видно на нежелании платить социальные взносы в Фонды социального страхования.
Соответственно, начнет разрушаться сама основа денежной экономики — система форвардных контрактов!
Если государство не выполняет свою функцию «защитника контрактов» (enforcement), будучи «институционально неадекватным», то результатом будет резкое повышение степени неопределенности будущего вместе с крайне неблагоприятными макроэкономическими последствиями. Что мы и видим.
При этом такую экономическую систему нельзя называть «денежной экономикой», поскольку она не основана на применении форвардных контрактов (они не будут использоваться, если нет актива, который мог бы их «погашать», и нет органа, который бы обеспечивал принуждение к их выполнению). Возможно, самый напрашивающийся пример, — система социального страхования в УКРАИНЕ.