Нацфинуслуг отчетность страховщиков держит в секрете — мол, обнародовать их у регулятора нет полномочий. Сами же компании раскрывать информацию не желают.
«Минфин» сам убедился в этом, когда составлял традиционный рэнкинг страховых компаний. Редакция отправила запросы более чем 50 страховщикам, которые имеют на рынке репутацию якобы «прозрачных» и публичных. Но данные о своих финансовых показателях предоставило всего 14. Некоторые компании отделались пустыми отговорками, но большинство — просто проигнорировало многочисленные запросы «Минфина».
Не лучше обстоят дела и с прозрачностью структуры собственности страховых компаний. Например, Нацбанк без церемоний вывел с рынка всех подопечных, которые не захотели раскрывать информацию о владельцах. В страховании ситуация другая. Кому на самом деле принадлежат компании, зачастую не знает и сам регулятор. Что уж говорить об их клиентах. Поэтому, когда страховщики «исчезают», не заплатив по обязательствам, счета и иски предъявлять некому.
Страховщики обязаны публиковать финансовую отчетность и информацию об акционерах на своих сайтах. Но это делают далеко не все участники рынка. «К тому же, часто между публикуемыми данными и реальностью практически нет никакой связи. Взять, например, ТОП-10 компаний по собранным премиям и выплаченным страховым возмещениям. Потребителю такие СК внушают доверие. Однако несколько страховщиков из этого списка как раз и являются лидерами по количеству жалоб клиентов», — отмечает Юрий Чунихин, председатель правления ОС «Украинский страховой омбудсмен».
О том, когда страховой рынок станет действительно прозрачным, и что намерен предпринять регулятор, чтобы навести на нем порядок, «Минфину» рассказал член Национальной комиссии по регулированию рынков финуслуг (Нацкомфинуслуг) Александр Залетов.
Что мешает Нацкомфинуслуг публиковать финансовую отчетность страховых компаний? Не в целом по рынку, а по каждой СК, как это, например, уже давно делает НБУ по банкам?
У нас нет таких полномочий. В страховом законодательстве, в отличие от банковского, отсутствует прямая норма, которая обязывала бы Нацкомфинуслуг публиковать отчетность в разрезе каждой страховой компании. Мы работаем над решением проблемы. Комиссия инициировала внесение изменений в Положение о данных, которые подлежат обнародованию (утверждено постановлением правительства от 21 октября 2015 № 835). Проект этого документа был опубликован на сайте Нацкомфинуслуг еще 22 июля 2016 г. Он предлагает дать регулятору полномочия обнародовать отчетность по каждому небанковскому финансовому учреждению. В частности, данные о его обязательствах, активах, капитале, информацию о финансовых результатах деятельности, объеме предоставленных финансовых услуг.
Сейчас документ находится на согласовании в министерствах и ведомствах. Если он будет принят, информация о любом страховщике станет доступной потребителям. Она будет публиковаться регулярно на официальном веб-сайте Нацкомфинуслуг.
Это долгая история. А до того времени клиентам СК придется выбирать компанию вслепую?
Не совсем так. Год назад Нацкомфинуслуг утвердила Положение о раскрытии финучреждениями информации в общедоступной информационной базе данных и изменения в Положение о госреестре финучреждений. Согласно этим документам, с 7 сентября 2016 года компании должны разместить на своих веб-сайтах информацию о себе за три последних года. В частности, опубликовать сведения о всех лицензиях и разрешениях СК, владельцах существенного участия (в том числе лицах, осуществляющих контроль за страховщиком), членах набсовета, годовую финансовую и консолидированную отчетность и ряд других данных. Правда, далеко не все компании выполнили такое требование. По нашим данным, 20 страховщиков не имеют даже веб-сайта или веб-страницы в интернете.
Насколько данные, которые фигурируют в отчетности, соответствуют реальному положению дел в страховых компаниях?
Это и есть главная проблема. За 2016 год, по сравнению с 2015, количество страховых компаний уменьшилось на 51, а по сравнению с 2014 г. — на 72. На конец прошлого года на рынке оставалось 310 страховщиков, в том числе 39 — по страхованию жизни.
Но нельзя сказать, что у тех, кто остался на рынке, все в порядке. Нарушений очень много. Норматив достаточности активов на конец 2016 года не соблюдали 29 страховщиков, норматив диверсификации активов – 21. Недостаточность чистых активов выявлена у 8 компаний, а еще у 4 — фактический запас платежеспособности меньше нормативного.
Около 55% активов страховых компаний — а это свыше 30 млрд гривен — низколиквидны и имеют крайне низкий уровень доходности, надежности и диверсификации. Например, 8 млрд грн активов страховщики вложили в акции. Но из них нормативу диверсификации соответствует всего 1%. Поэтому только этот 1% мы позволили компаниям включать в резервы (резервы предназначаются для будущих выплат страхователям — «Минфин»). На данный момент акции в резервах СК составляют 86 млн гривен, тогда как еще год назад этот показатель достигал 9 млрд грн.
С корпоративными облигациями ситуация чуть лучше: из 854 млн грн вложений в этот актив нормативу диверсификации соответствует 41%.
Значительную часть активов страховщиков составляют сомнительные активы, такие как векселя, корпоративные права в «пустые» предприятия. Компании увлекаются предоставлением финансовой помощи друг другу, чтобы подтянуть показатели на отчетную дату. Все это приводит к тому, что в конечном итоге платежеспособность страховщиков остается слабой. Они нарушают условия договоров, задерживают выплаты клиентам или платят меньше положенной суммы.
То есть компания может показывать и регулятору, и клиентам превосходную отчетность, а на самом деле быть «пустышкой»?
Так и есть. Страховщик может щеголять «раздутыми» активами, 90% которых будет состоять из «мусорных» ценных бумаг и неликвидных активов. Например, перед аннулированием лицензии страховой компании «Арго», ее «баланс» составлял 947 млн. грн., а у СК «Орли» – 767 млн. грн.
Компания может показывать миллиардный объем платежей, большая часть которых — просто «прогонка» денег в рамках схем налоговой оптимизации. Это будет только вводить клиентов в заблуждение. Именно поэтому эффективность публикации данных в настоящее время крайне низка. Этим цифрам нельзя верить. Сначала надо не только оздоровить рынок, но и ввести новую отчетность, а также повысить требования к аудиторским заключениям.
Банки — яркий тому пример. Нацбанк публиковал отчетность подопечных на протяжении многих лет. Рынок казался очень прозрачным. Но в итоге мы получили почти девять десятков неплатежеспособных финучреждений. У многих из тех, кто уже выведен с рынка, цифры выглядели блестяще. А потом, например, у Привата — крупнейшего банка страны — оказалась дыра в капитале в 150 млрд грн, и почти 100% корпоративного кредитного портфеля — кредиты связанным лицам.
Как вы добьетесь, чтобы страховщики показывали реальные цифры?
Ситуация уже сейчас гораздо лучше, чем была, например, 2 года назад. Мы обязали компании соблюдать т.н. норматив низкорисковых активов. Теперь около 11 млрд грн они держат на банковских депозитах. И мы уверены, что более чем 90% этих средств размещены в действительно надежных банках. Два года назад этот процент составлял всего 30-40%. Сегодня из 26 млрд активов страховых компаний 10 млрд находится в госсекторе — 5 млрд грн вложены в ОВГЗ, еще 5 млрд — на депозитах в государственных банках.
Мы видим позитивный тренд и знаем, что делать дальше. Во-первых, комиссия намерена продлить действие норматива низкорисковых активов еще на 2 года и скорректировать этот показатель. В компаниях по страхованию жизни размер низкорисковых активов должен будет составлять не менее 40% страховых резервов. Для рисковых страховщиков, которые занимаются только добровольными видами страхования, норматив составит 20%. А для рисковых СК, которые осуществляют хотя бы один вид обязательного страхования, например, продают автогражданку, — не менее 40% страховых резервов.
Во-вторых, Нацфинуслуг подготовил и обнародовал проект, который обязывает компании подтверждать их платежеспособность и качество активов. Мы предлагаем исключить из категории приемлемых активы, обремененные обязательствами, учитываемые на внебалансовых счетах (залог, гарантии, обязательства и т.д.); зарегистрированные и/или находящиеся на временно оккупированной территории Украины; права требования к физическим и юридическим лицам, к которым были применены санкции по решению СНБО, и ряд других. Мы также хотим, чтобы страховщики формировали «подушку безопасности». Для рисковых компаний ее объем должен будет составить 30 млн гривен, для страховщиков жизни — 45 млн грн. Это необходимо, чтобы они могли в любой ситуации выполнить обязательства перед клиентами. Да, этот документ очень непростой. Сейчас мы ведем дискуссию с рынком.
Еще один пласт проблем — аудит отчетности. Нацфинуслуг провел ревизию аудиторских отчетов страховщиков за 2015-2016 гг. Это просто макулатура. Большинство СК заказывает аудиторам 2 отчета. Один, реальный — для акционеров. Другой — для регулятора. И цифры в нем уже совсем иные.
Мы хотим внести изменения в законодательство. Например, обязать аудиторов подтверждать соблюдение страховщиком нормативов достаточности и диверсификации активов в течение отчетного года согласно требованиям, установленным Нацкомфинуслуг. Аудиторам придется оценивать — способна компания или нет в течение отчетного года выполнять принятые страховые и перестраховочные обязательства с учетом удельного веса просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по таким обязательствам в структуре страхового портфеля. Аудиторы также должны будут информировать Нацкомфинуслуг о существенных операциях с активами, которые компании проводили в течение отчетного года, и которые были следствием невыполнения СК финансовых нормативов более чем на 10%. Эти и ряд других требований позволят нам увидеть реальную картину на рынке.
Какое влияние будет иметь введение новых требований к активам и платежеспособности? Есть мнение, что из-за этого с рынка может уйти более сотни компаний?
Давайте посмотрим, какие у нас есть компании в принципе. Например, есть группа из 155 страховщиков (а это 50% рынка) которые получили в 2016 году страховых платежей 5,5 млрд грн., а выплатили клиентам возмещения — всего на 25 млн грн. То есть уровень выплат в этой группе составил 0,5%!.. При этом из них около 100 компаний вообще не осуществляли страховые выплаты в минувшем году. В классическом страховании такого быть не может.
Из группы более активных игроков одна треть компаний (43 СК) уже выполняет требования, прописанные в проекте. А для остальных будет установлен переходный период.
Насколько прозрачны компании для регулятора с точки зрения их структуры собственности? Знает ли комиссия всех конечных бенефициаров страховщиков?
Сейчас процедура согласования регулятором приобретения существенного участия в страховых компаниях — по сути, формальность. Владельцы такого участия обращаются в Нацкомфинуслуг очень часто пост-фактум, уже после того, как совершается сделка. И даже если регулятор ее не согласовывает, это никак не мешает компании работать. А нежелательный собственник может управлять ею через т.н. «уполномоченного представителя». Никакие штрафные санкции на этот случай не предусмотрены. Процесс согласования иногда растягивается и на несколько лет.
Чтобы это изменить, нужно вносить поправки в закон о финансовых услугах — соответствующий проект уже готов. Мы хотим поменять модель, чтобы покупатель обращался в Нацкомфинуслуг за разрешением и предоставлял нам все документы не после сделки, а за 3 месяца до предполагаемой покупки. В этом случае регулятор будет проверять наличие у него средств и их происхождение.
Если будет работать такая система, акционерам компаний-банкротов будет сложней избегать ответственности. Например, владельцы скандальной СК «Гарант-Лайф» тихо продали компанию без согласования с Нацфинуслуг. Ее просто переоформили на неизвестных физлиц. В итоге у компании не осталось конечного бенефициара. Затем она просто исчезла, и теперь спрашивать не с кого.