Укрпочта традиционно ассоциируется с доставкой писем и выплатой пенсий. Почему вдруг возникла идея о финансовых услугах?

Есть два сегмента рынка, которые показывают динамичный рост — это посылки и финансовые услуги. Доставка писем падает из года в год. Поэтому развитие финансовых услуг — перспективное направление бизнеса. В доходах Укрпочты на финансовые услуги приходится 43%. Это не так много. Для сравнения: итальянской почте финансовые услуги приносят 80% дохода, в других странах — 50-60%.

Услуги банков сейчас доступны 65% населения, сеть отделений банков есть только в 6% населенных пунктов. То есть около 35% украинцев, проживающих на 94% территории страны, не имеют или имеют ограниченный доступ к финансовым и банковским услугам. При этом количество отделений банков в малых населенных пунктах сокращается. За последние годы сеть банковских офисов уменьшилась более чем в 2 раза — с более 22 000 до 10 000 офисов. В результате имеем низкую финансовую грамотность населения, низкий уровень развития предпринимательства, огромное количество наличных денег в обращении, значительные расходы Пенсионного Фонда на оплату комиссий за доставку социальных выплат и пособий наличными получателям, неудовлетворительные показатели Украины в мировых рейтингах доступности финуслуг.

Как государственная монополия может стать маркетплейсом? Назовите первые три шаги на пути к этому?

Укрпочта не монополист на финансовом рынке и работает в конкурентной среде. Для создания маркетплейса мы будем привлекать лучших игроков на рынке. Мы провели переговоры и 5 банков уже в этом году смогут предлагать собственные продукты через Укрпочту. Кроме того, мы готовы продавать через наши отделения полисы 5 страховых компаний. Процесс продолжается. Мы обучаем персонал, активизировали программу компьютеризации отделений — до конца года планируем закупить 5000 компьютеров. Ожидаем и другую технику — принтеры, вебкамеры для идентификации клиентов и т.д.

Какие финансовые услуги планируете продавать?

Укрпочта будет предоставлять только базовые услуги: переводы, счета, оплата коммунальных платежей, депозиты. Эти средства начнут работать на экономику Украины. Уровень доверия к Укрпочте выше, чем к банковским учреждениям, и мы должны это использовать.

Компания не планирует кредитовать физических и юридических лиц за счет собственных средств. То есть у нас не будет риска потерять средства, которые хранятся на почтовых счетах граждан и компаний.

Планируете ли ребрендинг? Ведь у многих Укрпочта крепко ассоциируется со вчерашним днем, а не продажей финансовых услуг

Мы меняемся не только внешне, но и перестраиваем все процессы внутри компании — совершенствуем существующие услуги, запускаем новые, перестраиваем производственные процессы. Разработка нового корпоративного стиля и бренда – такая же необходимость для трансформации компании, как и корпоратизация предприятия. 12 апреля мы презентовали обновленный бренд, объединивший опыт и современность. Теперь вместо крылатого конверта символом Укрпочты стал почтовый рожок, который превращается в значок геолокации — пин.

Как будете бороться за клиента? Кто он – новый клиент Укрпочты?

В больших городах мы будем бороться за клиента со всеми финансовыми учреждениями, а на остальных 65% территории Украины нам придется конкурировать только с деньгами «под матрасом». Мы ожидаем, что Верховная Рада примет изменения в законодательство и расширит возможности Укрпочты по предоставлению финансовых услуг. Это даст возможность привлечь в экономику значительный объем средств, уменьшить оборот наличности более чем на 100 млрд грн. в год, снизить расходы государства на доставку пенсий, пособий, субсидий. При этом граждане смогут получать дополнительный доход от своих сбережений.

Что больше всего мешает проводить реформы в государственной компании?

Мы понимали, что будет сложно, и изменения не будут происходить мгновенно, но не ожидали, что настолько медленно.

Вам известно состояние IT-инфраструктуры Укрпочты. Но изменения происходят. Мы с департаментом информационных технологий уже запустили сервисы перевода средств с карты на карту и оплаты услуг в онлайн в режиме 24/7. Продолжим развиваться и дальше в этом направлении, будем расширять спектр финансовых услуг, чтобы клиенты совершали операции быстро, не выходя из дома.

Подробнее о планах Укрпочты Артем Муравицкий расскажет во время конференции FinSales 2017, которая состоится 25 апреля.