На этой неделе рынки больше внимания уделяли Джанет Йеллен, чем президенту США. Глава ФРС, игравшая роль первой скрипки на рынках, вроде не сказала ничего нового, но в ее голосе уловили чуть больше потенциальной агрессии. Не в плане бомбардировок кишлаков, а в контексте потенциального роста ставок. А тут еще и инфляция в штатах вышла чуть выше, чем ожидали, подыграв сторонникам быстрого роста ставок.
В результате ожидания повышения ставки ФРС уже в марте значительно выросли, хоть вероятности и не указывают на неотвратимость данного события. Индекс S&P500 бодро продолжает бежать вверх, обновляют исторические максимумы котировки крупнейших компаний США. Особенно радуются акционеры Goldman Sachs, поддерживая миф о масонах, выигрывающих при любых раскладах. Утро пятницы индекс S&P500 откроет на отметке в 2345 пунктов. Как ни странно, при этом продолжают себе прекрасно чувствовать развивающиеся рынки, в том числе и их валюты. Например, рубль уже торгуется возле отметки в 57,5 рублей за доллар. Да и цены на такую близкую нам руду продолжают радовать, оказывая поддержку как отдельным украинским компаниям, так и гривне.
На этом фоне настроение в украинском сегменте еврооблигаций должно было бы быть крайне позитивным. Мир полон денег, ищущих доходность, и Украина ее готова предложить. Тем более, в цифрах после публикации роста ВВП за 4-й квартал 2016 года все выглядит крайне радужно, заставляя спекулянтов задуматься о покупке варрантов. В то же время, украинцы каждый раз придумывают что-то новое, что способно отпугнуть иностранного инвестора. К концу недели до международных инвесторов, наконец, дошли слухи о блокаде железной дороги, что совпало с призывами ЕС и США закончить это баловство и разойтись по домам. Особенно сильно это отразилось на ДТЭК, который может пострадать как от продления блокады (наряду со своим братом Метинвестом), так и в случае, если ее жертвой станет Роттердам+. Этот тариф, Роттердам Шредингера, который одновременно и действует, и не действует (если верить украинским чиновникам), очень сильно помог котировкам еврооблигаций компании, выросшим за год с 40% от номинала до 90%. Отмена Роттердама точно отразится на финансовом состоянии эмитента. В результате за пару дней котировки еврооблигаций ДТЭКа существенно просели, заметно опережая снижение суверена, при просадках которого традиционно находились желающие купить.
На внутреннем рынке главным покупателем выступал Национальный банк, дважды выходивший на рынок с покупкой избыточного доллара. Происходило это у отметки в 27,0 гривен за доллар, куда курс приклеился в середине недели и отказывался двигаться в любую сторону.
Помимо шума вокруг блокады, на украинском экономическом поле (а также рынке облигаций и межбанке) почти ничего не происходило, что сделало неделю тусклой и заставляло радоваться потенциальному приходу весны, хорошему росту ВВП (который может быть нивелирован той же блокадой уже в первом квартале 2017 года) и словоохотливости премьер-министра, решившего вывести генеалогическое древо украинской коррупции. По-прежнему не финализировались переговоры с МВФ, сдвигая дату получения нового транша куда-то в середину марта. Но попадающие в украинскую прессу тайные страницы меморандума (как известно, в Украине все тайное становится явным) заставляют поверить, что финальная договоренность уже близка.
Зато украинский рынок акций продолжает удивлять своей непредсказуемостью. Большую волатильность в Украине демонстрирует только рынок куриного яйца, цены на котором прыгают то вверх, то вниз как ошпаренные. Вот и с начала года они опять упали в цене на 27%, повторяя динамику прошлого года.
Переменчивость на украинском рынке акций выражается не только в том, что цены могут бежать то вверх, то вниз, но и в его активности. Он то спит, как сурок в феврале, то вдруг взрывается ростом или падением, чтобы опять уснуть на следующий день. Вот и на этой неделе в один прекрасный день, когда ничего не предвещало беды, котировки на Украинской Бирже взлетели почти на 5%. Чтобы потом снова упасть в дрейф с легким уклоном к снижению. В итоге, в пятницу УБ откроется на отметке в 918 пунктов, ожидая нового повода для взрыва. Правда, украинский рынок такой непредсказуемый, что сурок может в один момент выбраться из норы, увидеть свою тень и, испугавшись, уйти в запой и глубокое падение.