По официальной формулировке Нацбанка, Фортуна не выполнила требования по докапитализации. Регулятор проводил диагностику банка еще в первом полугодии 2016 года. Тогда банк получил график докапитализации с дедлайном 1 января 2017 года. Но деньги Фортуна так и не внесла, хотя и Нацбанк дал ей и остальным банкам из второй двадцатки символическую отсрочку в три дня.
Связанный банк
Регулятивный капитал Фортуны, как и у еще одного недавнего банкрота – Платинум Банка – был отрицательным. Но отчетность банка говорит о другом: в третьем квартале 2016 года его регулятивный капитал был достаточным и даже превышал минимальное требование НБУ (120 млн): 332, 987 млн гривен.
Но это номинальные цифры. Кредитный риск по операциям со связанными лицами на 1 октября 16 года составлял 378% при нормативе в 25%. То есть при регулятивном капитале почти в 333 млн гривен операции со связанными лицами банка превышали 1,2 млрд. И это только признанные банком инсайдеры.
Как отмечают в Нацбанке, собственники Фортуны пытались погасить связанные кредиты и конвертировать в капитал субординированный долг. Но этих усилий оказалось недостаточно.
Общий кредитный портфель банка составлял 2,285 млрд гривен. По данным НБУ, на момент введения временной администрации депозит до 200 тыс. в Фортуне держали всего 2 167 человек. Общая сумма возмещения по ним – 96 млн гривен. То что банк не особо охотно работал с населением, подтверждает и отчетность за третий квартал: всего средств физлиц – 683,7 млн гривен, из них на текущих счетах – 177,3 млн.
На грани устойчивости
Несмотря на это, Фортуна с 1 квартала 2014 года стабильно входила в рейтинг устойчивости банков «Минфина», в котором участвуют только банки с депозитным портфелем по физлицам свыше 1 миллиарда. Банк минимально превышал эту планку, никогда особо не форсируя ситуацию со своим депозитным портфелем. Исключение – первое полугодие 2015 года, но и тогда, совокупные срочные обязательства Фортуны перед физлицами за два квартала не превышали 2,8 млрд гривен.
Дальше банк стал планомерно сокращать депозитный портфель. Новых вкладов Фортуна не привлекала в принципе: ставки по долларовым и гривневым депозитам там были скорее символичными: 1 и 3% годовых соответственно. С лета 2014 года все киевские отделения банка были закрыты. По Украине у Фортуны было всего 5 представительств: кроме Киева еще во Львове, Харькове, Черновцах и Днепре.
За время участия в рейтинге Фортуна никогда не отличалась хорошими показателями. Лучший ее результат — 2,92 балла по методике «Минфина» из 5 возможных. С третьего квартала 2015-го больше двух баллов банк не получал. Почти всегда вместе с Платинум банком Фортуна занимала последнее или предпоследнее место в рейтинге. Худшие показатели банк продемонстрировал во втором квартале 2016 года, после чего его депозитный портфель опустился ниже 1 млрд грн.
Хозяева Фортуны
Структура собственности Фортуна банка давно признана НБУ прозрачной. И действительно: почти 10 лет основным владельцем банка значится Матрона Ивановна Тищенко, которая в 2007 году купила 99,5% акций банка у гражданина России Николая Никитенко. Вторым акционером банка выступает бессменная предправления Фортуны Антонина Масленникова.
О Матроне Тищенко почти ничего не известно, кроме того, что она проживает в селе Топильня Лугинского района Житомирской области с населением в 459 человек.
Но есть и все объясняющий нюанс: ее фамилия совпадает с фамилией главы набсовета банка – известного житомирского бизнесмена Сергея Тищенко. Он владеет нефтяным холдингом «Фактор». Эта компания зарегистрирована по тому же юридическому адресу, что и Фортуна Банк (Киев, ул. Боричев Ток, 35В). В Фортуне у «Фактора» был и расчетный счет.