Предыстория и ноябрьские события
— Давняя вражда между Игорем Коломойским и Борисом Кауфманом относительно активов в Одесской области.
— Банкротство банка «Михайловский», в причастности к которому обвиняли руководство НБУ, в частности, заместительницу Гонтаревой — Катерину Рожкову, которая ранее работала в подконтрольном Кауфману Платинум-Банке.
— Протесты вкладчиков, раскрученные и поддержанные политиками.
— Намерения «Опозиционного блока» и, вероятно, «Батькивщины» начать 15 ноября акции протеста: сначала это должен был быть «майдан вкладчиков», потом — «тарифный майдан».
— Заявления власти о якобы раскрытых планах Кремля по дестабилизации ситуации в Украине 15 ноября (план «Шатун»).
— Выход на протесты, вместо изначально заявленных участников, партии «За життя» Вадима Рабиновича, которого в медиа часто связывают с Коломойским.
— Отставка Михеила Саакашвили, который критиковал как президента Петра Порошенко, так и Игоря Коломойского.
— Дискуссии между НБУ и Приватбанком относительно согласования и выполнения планов докапитализации и, по версии некоторых аналитиков, условий национализации.
— Критика в адрес Валерии Гонтаревой со стороны известных бизнесментов, например, Сергея Таруты.
Две битвы
Центр контент-анализа проанализировал контратаки Приватбанка, с помощью которых тот отвечал на фейки и обвинения в его адрес, тиражировавшиеся в СМИ. В ноябре нападок хватало. Но распространялись они в основном на «низком уровне» — через соцсети и публикации в малоизвестных медиа. Ни один политик, кроме Саакашвили, не захотел брать на себя ответственность за прогнозирование краха системного банка.
Ряд публикаций с тезисами о «Привате» имели все признаки заказных, поскольку в них фигурировали оценочные суждения.
Аналитики сравнили список медиа, которые распространяли такие тезисы, с перечнем СМИ, принимавших участие в атаках на Рожкову и Кауфмана, а также, опосредованно, на Гонтареву.
И в той и в другой кампании ключевые медиа, в основном, совпадают.
Отсюда вывод: заказчиком атак на Кауфмана и НБУ может быть Игорь Коломойский. Поскольку каналы коммуникации этих атак преимущественно совпадают с каналами, которые использовал «Приват» для ответов на организованные против него атаки.
А вот кампании против «Привата», вероятно, организовывали не Кауфман и не НБУ. Медиа-каналы сильно отличаются. К тому же, НБУ всегда опровергал слухи относительно национализации банка.
Тень «Шатуна»
В ноябре было еще четыре информационные кампании, в которых принимали участие те самые ньюсмейкеры. Первые две касались НБУ, третья — Кауфмана, четвертая — приватизации ОПЗ — темы, чувствительной для Коломойского.
До Нового года некоторые из этих информационных атак могут возобновиться.
В частности, может обостриться тема докапитализации Приватбанка, переговоры о которой должны завершиться со дня на день. Если стороны не придут к согласию, давление на Нацбанк может возобновиться.