Почему нам не стоит закрывать на это глаза и как стоит поступить с официальным статусом криптовалют в Украине? Об этом в своей колонке на «Минфине» рассказывает юрист практики международного бизнес-администрирования Адвокатского объединения JUSCUTUM Юлия Лужецкая.

Юлия Лужецкая,
юрист практики МБА,
Juscutum

Банки в разных странах мира ограничивают круг обслуживаемых лиц и вовсю готовятся к обмену информацией в рамках проекта BEPS. Клиенты интересуются системами электронных платежей и криптовалют.

Мировая практика использования Bitcoin

В мире виртуальные деньги, такие как Bitcoin, воспринимают неоднозначно – их относят к разным категориям: товар, услуга, средство платежа, валюта. Bitcoin считается электронной валютой и попадает под валютное регулирование в Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Казахстане, Канаде, Люксембурге, Польше, Румынии, Франции, Швейцарии и Эстонии. При этом сделки по обмену Bitcoin и других виртуальных денег – не подлежат НДС. Такая позиция налоговых ведомств основывается на заключении Европейского Суда от 22 октября 2015 года. Согласно Директиве ЕС 2006/112/ЕС, в понимании статьи 2(1)(с), обмен традиционных валют на юниты Bitcoin, т.е. обмен виртуальной валюты на денежный эквивалент, который представлен в виде разницы суммы уплаченной оператором за приобретение и суммы полученной от продажи клиентам, является, по-сути, поставкой услуг по обмену валюты. В понимании статьи 135(1)(е) Директивы такая поставка услуг освобождена от НДС.

В то же время Bitcoin считается товаром («digital goods») и попадает под регулирование Гражданского законодательства и Директивы ЕС об НДС как «товар», а сделка купли-продажи Bitcoin расценивается как сделка купли-продажи товара с начислением НДС в Испании и Cловении. В некоторых странах Bitcoin считается активом (Болгария, Норвегия, Швеция, Австралия, Сингапур, США.

Остальные страны еще не определились со статусом Bitcoin, хотя и его оборот там не запрещен, а значит возможен. Отдельного внимания заслуживают действия Налогового управления США, Internal Revenue Service (IRS) в отношении определения налогового статуса Bitcoin. Департамент Юстиции США направил от имени IRS запрос в Федеральный окружной суд Северного округа штата Калифорния в рамках дела о возможном уклонении от уплаты налогов в отношении резидентов США, совершавших транзакции в криптовалютах в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года.

Спустя месяц Департамент Юстиции США опубликовал Решение, в котором Федеральный суд Северного округа Калифорнии уполномочил IRS, получить информацию у Coinbase Inc., относительно всех американских налогоплательщиков, которые вели операции в конвертируемой виртуальной валюте с 2013 по 2015 года.

Раннее IRS выпустило руководство относительно налогового статуса виртуальных валют (IRS Notice 2014-21), которое устанавливает, что поскольку виртуальные деньги можно поменять на традиционные, то для целей налогообложения они рассматриваются как имущество. Следовательно, налогоплательщик может получать доход или убыток от продажи или обмена виртуальных денег.

Таким образом IRS дает четкий сигнал американским налогоплательщикам, что независимо от формы валюты, которую они используют — Bitcoin или традиционные доллары и центы — IRS будет отслеживать, чтобы налогоплательщики в полной мере подавали отчеты по своим доходам и платили свою справедливую порцию налогов.

Есть ли шансы у Украины?

Учитывая любовь наших госорганов перенимать иностранный опыт, не до конца разобравшись с последствиями, стоит ожидать новых писем НБУ с попыткой прояснить туманную ситуацию на рынке электронных денег и криптовалют в Украине. И вполне возможно, что Bitcoin и другие криптовалюты в Украине, могут как запретить, так и обложить НДСом.

Предположим, в рамках очередного проекта Налогового Кодекса будет установлено, что Bitcoin – это актив. И поскольку продажа активов (кроме ценных бумаг и к ним приравненных) подлежит обложению НДС, то операции с Bitcoin также подлежат НДСу. А если вдруг посчитают, что это нематериальный актив, а объект интеллектуальной собственности, как компьютерная программа, например, то здесь уже интереснее. Операция по поставке компьютерной программы и ее компонентов не является предметом обложения НДС, если покупателю переходят все права собственности и распоряжения объектом. Так что, у Украины есть шанс оказаться в числе избранных: признать Bitcoin нематериальным активом, а именно компьютерной программой, и избежать риска попадания под контроль финрегулятора.