Ущербная бизнес-модель
С точки зрения банковского сервиса Приват, на мой взгляд, это лучший банк в Украине. Это стало возможным благодаря талантливой команде менеджеров Привата, которые постоянно развивают новые технологии в сфере услуг. Но в то же время это и самый проблемный банк для страны, поскольку если он упадет, то потянет за собой всю банковскую систему.
Почему так произошло? Ответ очевиден. Собственники банка приняли такую бизнес модель, которая и привела к сегодняшнему состоянию, когда речь стоит о национализации банка. Поэтому если кто и «угробит» банк, так это его собственники.
На чем построена эта бизнес модель? По разным источникам, доля инсайдерских кредитов в банке составляет более 80% при нормативе 5% и 20% — для связанных лиц. Т.е. на лицо мы имеем явное игнорирование нормативной базы НБУ. Конечно, есть вопрос и к Нацбанку, ведь эта ситуация сложилась не сегодня. И когда регулятор ликвидировал банки, то, очевидно, что на этой волне Приват только выиграл: по разным данным на сегодня 46,5% всех депозитов находятся именно там.
Другими словами, почти все привлеченные ресурсы банк вкладывал сам в себя. Эта модель была понятна и год и два года назад. Но почему только сегодня заговорили? Очевидно потому, что уже включились наши иностранные доноры. И, похоже, что у власти вариантов нет, необходимо принимать жесткие решения.
Цена вопроса — 140 миллиардов
По какому пути пойдет власть приблизительно понятно. Банк национализируют, а под существующую дыру (порядка 140 млрд.) выпустят целевые облигации (говорят, что в новом бюджете уже такие суммы предусмотрены на ФГВФЛ). Таким образом, на каком-то этапе чисто с точки зрения бухгалтерии брешь будет закрыта. А силовики потом будут заниматься проблемными активами банка. То есть пытаться забирать у собственников банка их активы за рубежом и в стране.
Но остается вопрос, по какой новой модели будет работать национализированный банк? Депозиты есть, по ним необходимо платить доход. Где банк будет зарабатывать деньги?
Процесс выдачи кредита — это достаточно сложная бюрократическая процедура. Понятно, что даже при большом желании новых менеджеров «распихать» деньги, чтобы они работали, быстро не получится. Те источники доходов, которые поступают в банк от украинских предприятий владельцев банка, также могут быстро иссякнуть. Не секрет, что как только какой-то олигарх «ослаб», его сразу начинают «рвать», забирая наиболее ликвидные активы.
Исходя из этого, можно предположить, что у нового руководства банка в ближайшем будущем возникнут огромные проблемы с ликвидностью, поскольку полученные деньги на первом этапе имеют тенденцию быстро таять. Поэтому, как ни крути, ситуация достаточно тяжелая для тех людей, кто будет пытаться удержать банк на плаву.
Кто спасет «Титаник»
Думаю, что процесс обсуждения дальнейшей стратегии банка должны устроить наиболее компетентные люди в системе управления и в частности банковском секторе. На мой взгляд, это могли бы быть Тигипко, Лавренчук, Юшко, Хорошковский и др., за которыми стоят реальные дела. Надо ли им «чужое горе» я не знаю, но им можно доверять. Я бы и Дубилета привлек к этой работе, поскольку он реально талантливый менеджер, который теряет свою собственность, но, очевидно, что он не будет равнодушен к судьбе своего банка.
Вот кого нельзя и близко подпускать, так это Коломойского, поскольку его активная позиция игрока за счет вкладов населения и привела к такой ситуации. Возможно, что на старте бизнес модель Привата была и рабочей, но огромные средства отвлекались на не бизнес проекты. Создание политических партий и поддержка существующих, проведение в парламент своих депутатов, содержание собственной армии, взятки чиновникам и т.д., все это и привело к тому, что мы сейчас имеем.
Параллельно с этим очень бы хотелось, чтобы НБУ озвучил свои планы по понижению процентных ставок при кредитовании. Именно это запустит бизнес, а не наше движение по «безвизу». Хотелось, чтобы была закончена налоговая реформа и наконец-то появились одинаково понимаемые всеми правила игры.
Очевидно, что это не полный перечень, что нужно делать, принимая решение о национализации Привата, но очевидно, что надо пытаться все продумывать до мелочей и подходить комплексно к решению этой задачи. В противном случае нас могут ожидать достаточно жесткие бунты, которые могут опять устроить перезагрузку власти.
Возможно, этого и добиваются наши иностранные партнеры, чтобы убрать все барьеры для свободного движения капитала и открыть путь в Украину транснациональным компаниям.