Падение вместо роста
Украинский ВВП в реальности не растет, а падает. Это подтвердило Минэкономразвития, когда выдало данные о сокращении в первом полугодии 2016 года теневого сектора на 4% — до 38% официального ВВП. За этот же период рост ВВП составил 1,3% (реальный +0,8%), ранее отчитался Госкомстат, назвав показатель роста лучшим с 2013 года.
«Власти надо определиться: у нас ВВП растет или происходит большая детенизация? Двух событий одновременно быть не может», — прокомментировал UBR.ua ситуацию член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
По словам руководителя аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия, данные Минэкономики означают, что и теневая, и официальная части экономики за первое полугодие не просто ухудшили динамику роста, а показали отрицательный результат. «Мы получаем падение примерно в 2% по итогам 6 месяцев», — прикидывает Паращий.
Верить или нет
Реальный выход из тени 4 процентов экономики был бы очень ощутим. Например, ВВП в абсолютных цифрах прибавил бы пару десятков миллиардов гривен.
«Если в прошлом году ВВП составил около 1,5 трлн. грн. то при каждом дополнительном 1% роста ВВП прирастал бы на 15 млрд грн. При 2% роста это было бы дополнительно 30-33 млрд. грн. только за полгода. С учетом инфляционного влияния цифра была бы еще выше. Я не слышал, чтобы у нас фиксировали неожиданное улучшение показателей», — отметил советник председателя Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Приток дополнительных средств получил бы и бюджет. По самым скромным оценкам, в госказну поступило бы порядка 15 млрд грн. Также при реальном сокращении «тени» на 4%, ослабло бы давление на наличный курс гривны. Вполне вероятно, что она стала бы даже укрепляться.
Как проверить
На самом деле «серый» сектор украинской экономики мог даже вырасти. К традиционно теневым сегментам добавились новые. Например, черный валютный рынок и серый импорт. Ранее долю серого импорта формировали те, кто минимизировал налоги. Сейчас их ряды пополнили импортеры, которые ушли в серую зону из-за проблем с покупкой валюты: из-за невыгодного курса, из-за ограничений НБУ, из-за неподтверждения контрактов импортеров регулятором. А это бывшие законопослушные субъекты хозяйствования.
Также в тень ушла часть кредитных операций. Бизнесмены все чаще кредитуют друг друга наличными средствами, избегая банков, хотя с точки зрения законодательства это незаконно. Такие операции только увеличивают теневую долю, которая, по разным оценкам, не только не сократилась, а наоборот — выросла до 50%.
Просчитать реальную долю теневого сектора практически невозможно.
Что касается Минэкономразвития, то ведомство должно упреждать появление новых серых схем и пресекать уже существующие, а не оценивать нелегальный сервис и операции и рапортовать об их уменьшении. Иначе теневой сегмент будет только разрастаться. Именно такие настроения, к слову, сейчас и царят на рынке из-за нового осеннего обострения в политике и скандалов в банковском секторе.