«Минфин» собрал данные о разнице в курсах межбанка и черного рынка. Для чистоты эксперимента взяты курсы продажи. Вот что вышло.
Начало 2015 года, гривна по 40 и самая большая разница между курсами. Больше всего в глаза бросается 2016 год. Разрыв между межбанком и наличным рынком минимален. НБУ смягчил порядок допуска импортеров на межбанк.
Одно из ключевых послаблений – сокращение срока между подачей заявки на покупку валюты и ее допуском к торгам. В самые суровые дни администрирования рынка Нацбанк рассматривал заявки до 5 дней. В прошлом году регулятор довольно часто использовал этот условно честный метод для того, чтобы регулировать спрос и предложение на межбанке. Заявку импортера в НБУ могли просто «срезать». Тем, кому деньги нужны были срочно (выполнение контрактов никто не отменял) приходилось искать альтернативные источники.
Но сейчас этот принцип не работает. НБУ перешел на работу с заявками по схеме Т+2 (купить валюту можно на третий день после подачи заявки). Но главное, что жалоб на регулярное «срезание» импортерского спроса на валюту стало несопоставимо меньше. В некоторые моменты курс черного рынка был даже ниже уровня межбанка. Что говорит о его слабой востребованности среди покупателей валюты.
Падение объемов черного рынка подтверждают и данные НБУ. Сальдо по валютным операциям с начала года достигло $2,42 млрд. Только в октябре украинцы продали банкам $179 млн, купили - $65,1 млн. Правда, нельзя забывать об ограничениях. Более-менее приличные 12 000 гривен НБУ в сутки разрешил покупать только в июне. До этого сравнительно крупные операции проходили на черном рынке.
У роста разрыва сейчас - скорее спекулятивная природа. В конце августа ситуация накалялась из-за вопроса транша МВФ. В ноябре - традиционные предновогодние спекуляции и очередной политический кризис. Рынок ждет заложенные в бюджет на следующий год 27,2. Банкиры надеются, что до этой метки гривна дойдет нескоро.