«Одному фигуранту уже предъявили подозрение и он «поехал» в изолятор. Анонсирую очередное увлекательное шоу в судах»
Детектив Андрей Крищенко в Facebook
Начальник Нацполиции Киева Андрей Крищенко не скрывает своего оптимизма. Документы и печати – это главные улики, по которым топам Михайловского будут предъявлены реальные обвинения.
Тот самый «фигурант», отправившийся в СИЗО – сам Игорь Дорошенко. По предварительной характеристике Прокуратуры Киева, он «вместе с неустановленным досудебным следствием лицами реализовал преступную схему». В рамках этой схемы на счет некого предприятия с «признаками» фиктивности на основании незаконного договора Дорошенко перечислил 870 млн гривен. Деньги впоследствии пропали, а банк обанкротился.
В операции по задержанию экс-предправления Михайловского участвовали, кроме Нацполиции и Прокуратуры еще и представители СБУ. Сейчас органы готовят ходатайство о заключении Дорошенко под стражей.
Вменяемые ему обвинения – это часть 5 статьи 191 (присвоение, растрата имущества через злоупотребление служебным положением) и часть 1 статьи 219-1 (доведение банка до неплатежеспособности) Уголовного Кодекса. Предполагаемое наказание в таких случаях – от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Изъятые во время обысков ценности, фото: Нацполиция
Что это за «компания с признаками фиктивности», в пользу которой Дорошенко перевел 870 млн гривен, в прокуратуре не уточняют. Но такая же сумма фигурирует в расследовании Фонда гарантирования вкладов о схемах по выведению денег из Михайловского.
В ходе аудита бухгалтерских проводок банка, Фонд обнаружил, что 18 мая этого года, за три рабочих дня до банкротства, банк заплатил компании «Инвестиционно-расчетный центр» (та самая финкомпания, на которую Михайловский оформлял депозиты своих клиентов) 870 млн гривен за права требования по неким кредитам.
Еще 741,6 млн ИРЦ и другая финкомпания – «Кредитно-инвестиционный центр», получили от банка 19 числа, но уже за права требования по операциям с «мусорными» ценными бумагами. Итого за два дня обе компании получили от Михайловского 1,612 млрд гривен. Эти деньги они якобы использовали для погашения обязательств перед вкладчиками.
1,298 млрд ИРЦ и еще 206 млн – КИЦ формально вернули на счета в Михайловский. Суммы отображены банком в бухгалтерских проводках. Проблема только в том, что у Михайловского в те дни физически не было денег на операции с такими суммами. На его корсчету было только 70 млн грн, остатки в кассах по всей сети – 57 млн. То есть 1,6 млрд гривен затерялись где-то между транзакциями.
К такому «броску» Михайловский готовился долго. Практически с самого своего основания в 2013 году, банк активно привлекал депозиты населения по завышенным, как для украинского рынка ставкам. Апогея агрессивная стратегия банка достигла этой зимой. Михайловский не мог больше привлекать денег у граждан из-за нормативных ограничений НБУ. Тогда банк решил внедрить в схему финкомпании, работающие по лицензии Нацкомфинуслуг. Вкладчикам обещали особо высокие проценты – до 33% годовых. Но деталей размещения, то есть что свои деньги люди отдают не банку, а неизвестному юрлицу, тем, кто не интересовался, менеджеры финучреждения не говорили. Сам же Михайловский выступал в сделке только как посредник-поручитель.
Детектив Крищенко писал о 1,5 млрд хищений топами Михайловского. Кроме ходатайства на взятие под стражу Дорошенко, следователи намерены наложить арест и на имущество бывших руководителей банка.