Ответ на этот вопрос нашел экономист исследовательской компании Oxford Economics Ангел Талавер, пишет Bloomberg. Он подсчитал, каким бы был «уравновешенный» обменный курс для 8 стран еврозоны. Курс основан на продуктивности, уровне инфляции и торговом балансе стран.
Для мощной экономики Германии с положительным сальдо платежного баланса идеальный курс евро — $1,40. Другой полюс — слабая экономика Греции, для которой комфортный курс - $0,95.
Когда Драги занял свой пост, курс евро ($1,30) был слишком высоким почти для всех. Исключением была разве что Германия. «Что делала бы каждая страна со своей валютой в нормальной ситуации?, — говорит Талавера. - Она бы девальвировала или ревальвировала валюту, чтобы исправить дисбалансы. В еврозоне это не работает, потому дисбалансы не корректируются, а усиливаются».
Во время европейского долгового кризиса 2011 года, по подсчетам Талаверы, разница между оптимальным курсом для Германии и Греции составлял $0,32. К концу прошлого года она выросла до $0,42.
С 2011 года ситуация изменилась. За это время ЕЦБ ослабил валютный курс, теперь он более удобен таким странам, как Италия ($1,15) и Испания ($1,05).
После июня 2014 года, когда ЕЦБ ввел отрицательную депозитную процентную ставку, курс евро к доллару упал почти на 20%. Он по-прежнему остается высоким для Греции, приблизился к оптимальному для всех. Средняя разница между оптимальным для каждой страны курсом и фактическим упала с $0,25 в начале 2011 года до $0,14 в конце 2015 года.
Не факт, что ЕЦБ может сделать больше. Евро — парадоксальная валюта. «Политика ЕЦБ комфортна для еврозоны в целом, — пишет Талавера. — Но она создает проблемы отдельным странам».