Британцы решили выйти из ЕС. 23 июня прошел референдум. Похоже, большинство подданных королевы Великобритании решили, что без ЕС им станет лучше. Что теперь будет с фунтом и евро? «Минфин» собрал самые точные прогнозы, сделанные до референдума.
Угроза «Брэксита» еще зимой вызывала множество разговоров об экономических последствиях такого решения, как для Британии, так и для всей Европы. Стране пророчили экономический кризис, падение ВВП и девальвацию фунта, а Евросоюзу в случае Брэксита обещали целый эксит-парад из евроскептически настроенных государств.
«Минфин» решил собрать все самые известные валютные прогнозы последствий Брэксита. Макроэкономическая неопределенность и политические последствия – это вопросы будущего. Зато серьезные колебания курсов трио «фунт-доллар-евро» можно было наблюдать задолго до самого голосования.
В середине мая за одну торговую сессию фунт подорожал по отношению к евро на 0,46% – для европейских бирж это считается серьезным ралли. Спровоцировали его приблизительные данные опроса The Telegraph по настроениям британцев перед референдумом. Оказалось, что 55% жителей страны намерены голосовать против Брэксита. Эта публикация мгновенно укрепила фунт. Вовремя сориентировавшиеся дилеры заработали на этом большие деньги.
В этом контексте колонка Джорджа Сороса в The Guardian, где он предрекает фунту стерлингов двадцатипроцентную девальвацию в случае позитивного решения по Брэкситу, не вызывает никакого удивления.
«Я ожидаю, что эта девальвация будет сильной и более разрушительной, чем 15-процентный спад, который состоялся в сентябре 1992 года, когда мне удалось получить существенную прибыль для своих хедж-фондов за счет Банка Англии и британского правительства» — написал Сорос в своей заметке.
С ним согласны и в МВФ, который в своем отчете допустил девальвацию фунта на 15% из-за сокращения британского ВВП – на 0,8% уже в следующем году и на 5,6% — в 2019-м. Примерно о том же говорят и в американском инвестбанке Goldman Suchs, где считают вполне вероятным падение фунта на 11%.
Но вряд ли Сорос и его аналитики действительно мыслят в категориях такого исхода в случае Брэксита. Дело в том, что у него есть «теория рефлексивности рынков», в которой говорится, что раз решения о покупке какого-либо актива основаны на ожиданиях по его будущей цене, то ими не так уж и трудно управлять.
До референдума Соросу и многим другим крупным игрокам нужен был краткосрочный эффект, который предполагает, что большая часть участников валютного рынка выйдут с фунта, как рискового актива и попытаются захеджировать свои вложения через другие валюты. Самые популярные из них сейчас – это доллар, иена и швейцарский франк. К этому списку можно добавить золото. Это «защитные активы», в которых можно переждать рыночную турбулентность. Спрос на них повышен, в краткосрочном периоде котировки этих активов растут. Евро и фунт – наоборот дешевеют. Чем не хороший момент, чтобы зайти в непопулярный на рынке актив, купить его подешевле, а потом, когда реальная девальвация окажется ниже ожидаемого уровня, снова продать, заработав на этом несколько (десятков) миллионов?
Это допущения, хотя они и подтверждаются данными Комиссии по торговле товарными фьючерсами США. За неделю до референдума, когда пик неопределенности был довольно высоким, биржевые спекулянты довольно агрессивно открывали длинные валютные позиции по фунту, то есть покупать британскую валюту. При этом популярность доллара на рынке упала — за этот же период требования по его покупке сократились на 7,5 млрд.
Что покупать?
Доллар действительно не фигурирует в рекомендациях аналитиков мировых банков, в качестве главной защитной валюты в ситуации с фунтом и Брэкситом. Стратег из испанского BBVA Роберто Гарсия советует выходить из фунта и евро из-за их вероятного ослабления. Но заходить, по его мнению, стоит не в доллар (который тоже подорожает в случае Брэксита), а в швейцарский франк. Именно швейцарская валюта больше всех выиграет в краткосрочном периоде от выхода Великобритании из ЕС.
В банке Credit Agricole, напротив, считают, что оптимальное решение сейчас – продавать евро и фунт, которые в случае Брэксита ослабнут, и покупать золото. Конкретных прогнозов по возможной девальвации фунта в банке не дают, но находят позиции доллара, иены и швейцарского франка довольно шаткими.
В случае с Швейцарией и Японией речь о дополнительных стимулирующих мерах со стороны местных центробанков, направленных на ослабление нацвалют. В США неопределенность возникает из-за непонятных намерений Федеральной резервной системы по учетной ставке. Повышать ее, скорее всего, не будут именно из-за угрозы Брэксита.
Но ключевая проблема таких прогнозов и рекомендаций в том, что результат голосования до последнего оставался полной загадкой. По данным Bloomberg, по состоянию на 20 июня, 43,4% британцев выступают против Брэксита, 44,8% – «за», а еще 11,8% не определились.
Поэтому многие банки не спешили с резкими движениями по выходу из фунта, предпочитая просто подождать дня референдума. Например, американский JP Morgan Chase не ушел с фунта, но застраховал себя через пут-опционы с правом (но не обязательством) продать британскую валюту по фиксированной цене уже после результатов голосования. Учитывая, что фунт мгновенно обвалился на 11%, американцы, скорее всего продадут свои фунтовые активы.
Есть и банки, которые предлагают нестандартные решения. Стратеги шведского Nordea Bank считают, что сейчас наоборот следует покупать фунт, потому что британцы проголосуют против Брэксита, а Банк Англии до конца года повысит ключевые ставки, что еще больше укрепит местную валюту.
В канадском Scotiabank находят оптимальным выход как из евро, так и из фунта, но при этом британскую валюту необходимо менять на японскую иену, а европейскую – на доллар. В банке ожидают, что шок в случае Брэксита для рынков обернется серьезными последствиями, а позиции японской и американской валют сейчас наиболее крепки.
Французский Societe Generale вообще не советует связываться с основными «защитными активами». По мнению аналитиков банка, лучший выход сейчас, учитывая спекулятивные колебания фунта, – это уход в пару «швейцарский франк – норвежская крона».
Взгляд из Украины
«Минфин» решил опросить и украинских экспертов на тему Брэксита и его валютных последствий. Все они сошлись в одном – эффект для валютного рынка если и будет, то краткосрочный. Но более серьезную роль сыграют другие факторы, не связанные напрямую с решением британцев.
Так, по мнению, Василия Юрчишина из Центра имени Разумкова, сейчас куда важнее вопрос процентных ставок центробанков Великобритании и в первую очередь США, от чего зависит движения капитала в этих странах. Курс валют в этом отношении вторичен и даже в среднесрочной перспективе голосование по Брэкситу на него сильно не повлияет.
Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь вместе с тем отмечает, что курсы фунта и евро хоть и ослабнут, но незначительно. Другой вопрос, что Брэксит создаст прецедент, который позволит задуматься о выходе из ЕС и другим странам. И если это будет сильная экономика вроде Франции, то для Евросоюза, а значит и курса евро это обернется полным крахом.
Того же мнения и старший финаналитик рейтингового агентства «Рюрик» Станислава Ярош, которая говорит, что если Brexit и состоится, то реакция рынков будет прямо зависеть от возможных дополнительных условий и привилегий, которые Британия может получить. Важно понимать, что британские власти не против идеи объединенной Европы. Для них главное – получить больше свободы от Брюсселя в принципиальных вопросах в финансах, трудовой и миграционной политике.
Поэтому выход из союза не будет мгновенным – для этого предусмотрен двухлетний переходный период. А это значит, что сейчас сам итог британского референдума больше всех интересует валютных спекулянтов. Кое-кто из них заработает на этом очень большие деньги.