Поражающие воображения цифры не говорят о росте рынка. Член Нацкомфинуслуг Александр Залетов объясняет их тем, что некоторые СК сотрудничают с сетями магазинов бытовой техники. Например,«Арсенал Страхование» — партнер сети «Эльдорадо». Технику, купленную в Comfy, страхует компания «Альфа Страхование».
«Минфин» уже писал о страховании бытовой техники, а также о так называемых «полисах на сдачу». Эти страховки предлагают любому человеку, который покупает бытовую или электронную технику. А тем, кто покупает технику в кредит, полисы навязывают в добровольно-принудительном порядке. Стоимость таких страховок, как правило, невелика (30-70 гривен) в зависимости от вида бытовой техники и покрываемых рисков. Поэтому клиенты магазинов безропотно соглашаются оплатить еще и расходы на страхование техники.
Именно эти страховые продукты и обеспечили такой огромный рост количества страховых договоров в этом году. «Это очень прибыльный и низкоубыточный вид страхования. Если говорить о масштабах продаж, то в день страховщик, который работает с крупной сетью магазинов бытовой техники, может заключать 1000-1200 договоров», – рассказывает сотрудник одной из СК. Это 30-50 000 гривен страховых премий в день.
Из той же оперы — рост количества договоров по таким видам страхования, как страхование от несчастного случая – рост в 1,7 раз (12,4 млн), рисковое страхование жизни – в 3,8 раза (до 722 900) и страхование от финансовых рисков – в 11,4 раза (6 076).
Рост количества страховых договоров не спас рынок от падения. По данным Нацкомфинуслуг за 9 месяцев 2015 года страховщики получили от страхователей-физлиц 7,27 млрд гривен валовых страховых премий. Это на 7,2% больше аналогичного показателя прошлого года. Все бы ничего, но уровень инфляции за этот же период превысил 40%. То есть, в реальности рынок страхования физлиц просел как минимум на 30%. В основных видах страхования рост не так уж велик.
Традиционный фаворит — автострахование. Продажи премий выросли, но не так резко. А если сделать поправку на инфляцию, то и вовсе упали. Больше всего страховщикам принесло ОСАГО: 1,8 млрд гривен (+20,3% в сравнении с прошлым годом) или 24,7% всех страховых премий от граждан. Второе место — за КАСКО: 1,49 млрд гривен или 20,5% от всей суммы сборов. Продажи КАСКО увеличились совсем немного — всего на 3,6%.
Крупнейшие компании работают в крупнейших сегментах. Больше всего премий собирают те, кто занимается автострахованием.
№ | Компания | Премии, млн гривен |
1 | АХА страхование | 199 654,3 |
2 | Уника | 109 938,4 |
3 | Нефтегазстрах | 106 442,2 |
4 | PZU Украина | 92 008,2 |
5 | Ингосстрах | 72 629,0 |
6 | Арсенал страхование | 68 090,6 |
7 | ИНГО Украина | 56 904,5 |
8 | Интер-Полис | 39 305,3 |
9 | Провідна | 37 812,1 |
10 | Альфа страхование | 34 027,7 |
По договорам картина совсем иная. Лидер — СК «Европейское туристическое страхование» (ERV). Эта компания продает полисы туристам. На втором и третьем местах — компании, активно сотрудничающие с розничными сетями. Чем велика СК «Ингосстрах»? Она связана с Приватбанком. Такую клиентскую базу поискать.
№ | Компания | Договоры, шт. |
1 | ERV | 3 470 240 |
2 | Ингосстрах | 2 388 371 |
3 | Арсенал Страхование | 2 122 347 |
4 | Оранта | 625 612 |
5 | PZU Украина | 577 780 |
6 | Альфа страхование | 516 974 |
7 | ТАС | 291 880 |
8 | Нефтегазстрах | 248 375 |
9 | ВУСО | 226 549 |
10 | Доверие и гарантия | 225 741 |
Данные: Insurance TOP
Мария Шевчук