Национальный банк ограничен в валютных ресурсах, поэтому не сможет проводить эффективные интервенции для сглаживания курсовых колебаний — полагают эксперты.
По мнению аналитиков, единственным эффективным инструментом сдерживания девальвации гривны станут широко анонсированные Валерией Гонтаревой «административные меры влияния» к участникам валютного рынка.
«Прямые валютные интервенции в поддержку гривны бесполезны. Это как против ветра сами знаете что делать… …Мы видим, что НБУ скорее оказывает психологическое воздействие на валютный рынок, а реально, объективно у них нет денег поддержать это, потому что валютные резервы слишком малы, кредит МВФ не поступил. Если бы он поступил в конце июля — начале августа, то этой спекулятивной атаки удалось бы избежать. Поэтому им нужно переходить к нормотворчеству, то есть использовать не денежные, не валютные резервы, а мозги», — сказал в комментарии радио «Голос столицы» управляющий партнер инвестиционной компании «Capital Times» Эрик Найман.
Регулятор преждевременно отказался от мер административного влияния на участников валютного рынка, поэтому спекулянты ощутили безнаказанность. Это, в определенной степени, по мнению Наймана, и привело к «курсовым качелям».
«Нацбанк, во-первых, не хочет выходить на межбанковский рынок, потому что он перешел к режиму гибкого курсообразования. — он не вмешивается в рынок. Во-вторых, он не очень может это делать. Потому что те золотовалютные резервы, которыми он располагает, их не так уж много. А условия программы МВФ, фактически не позволяют их тратить», — пояснил в эфире Espreso.tv Павел Ильяшенко, глава департамента аналитики инвесткомпании «Astrum Investment Management».
Ильяшенко добавляет, что валютный рынок долгое время был настолько зарегулирован, что сейчас ни его участники, ни НБУ не готовы к свободному курсообразованию.
Как сообщал портал «Минфин», глава Национального банка Валерия Гонтарева заявила, что регулятор готов применять меры административного влияния к участникам валютного рынка, которые расшатывают курс. Сейчас эти инструменты проходят согласование с МВФ.
Согласно информации регулятора с начала текущего года объем золотовалютных резервов сократился с $ 20,5 млрд до $ 17 млрд, из которых непосредственно в валюте менее трети. Остальное — ценные бумаги и другие активы.