Эксперт отметил, что каких-либо значительных проектов между КНР и РФ, которые могли бы серьезно изменить баланс на энергетическом рынке мира, в ближайшее время не планируется. К тому же Китай не испытывает дефицита газа, а Россия не имеет возможности так легко перебросить газовые потоки из Европы на Восток. Поэтому Пекин будет торговаться за выгодную цену открытия своего рынка углеводородов — это может быть как снижение миграционного законодательства Россией, так и расчет РФ с КНР территорией.
«Основные проекты — это поставки трубопроводного газа из Ковыкты и Якутии до китайской границы. Второй проект — поставки сжиженного природного газа, который уже идет. Сахалинский завод уже поставляет несколько лет сжиженный газ в Китай», — отметил он и добавил, что все основные проекты.
«Трубопроводный проект зависит от подписания контракта, по которому пока не достигнута договоренность о цене. Сейчас по плану Путин должен улететь в Китай, и переговоры продолжатся. Но здесь я вижу несколько проблем. Во-первых, не факт, что Путин полетит в Китай в мае. И во-вторых, у китайцев появилось гораздо больше времени для продолжения переговоров, поскольку Газпром официально перенес сроки запуска месторождений в Якутии и Ковыкты на 2020-2021 годы. Так что время для ценовой договоренности еще не наступило», — отметил эксперт и добавил, что каких-либо новых проектов между двумя странами не предусмотрено, поскольку достаточно и существующего, который по плану предусматривает экспорт в объеме до 68 млрд кубометров, что и так слишком много.
Он добавил, что Газпром сейчас не является основным стратегическим партнером для китайцев. «Газпром поставляет достаточно незначительные объемы сжиженного газа. Если говорить о стратегическом партнерстве, то это, конечно же, Туркменистан», — считает эксперт. «В принципе, спешить китайцам некуда. У них нет проблем с газом. Сейчас растет импорт газа из Средней Азии. Туркменистан и Узбекистан строят уже четвертый газопровод в Китай. Растет импорт сжиженного газа. Китай усиленно строит терминалы по приему сжиженного газа. Плюс совсем недавно Китай очень сильно продвинулся в добыче сланцевого газа. Они нашли очень хорошие месторождения, на которых возможна крупномасштабная добыча этого вида топлива. Так что все это играет не на руку „Газпрому“ и помогает в переговорах китайской стороне», — рассказывает он.
Даже если соглашения с Китаем будут подписаны, Россия не имеет технических возможностей перебросить газовые потоки из Европы в сторону Поднебесной — объясняет эксперт. «Достаточно взглянуть на существующую инфраструктуру. Мощность экспортных газопроводов европейского направления сейчас уже превысила 250 млрд кубометров в год, тогда как мощность газопроводов, ведущих в Китай, равна нулю. Есть у Газпрома нет физической возможности перебросить хоть один кубометр газа из Европы в Китай», — говорит он. При этом добавляет: по его расчетам, экспортные проекты «Газпрома» были бы выгодны в случае, если бы выполняли китайские подрядчики, в противном случае — слишком высокие расходы подрядчиков «Газпрома» на строительство газопровода могут сделать экспортные проекты убыточными.
Он не видит от китайцев особой поддержки России в этих вопросах. «Китайцы на все смотрят довольно прагматично. И, наверное, они не будут ничего поддерживать без каких-либо экономических уступок от России. Уступки могут быть разными: ценовые, по нефти и газу, территориальные, что уже происходило — Россия отдала часть своей территории КНР. Может быть ослабление миграции и заселения китайскими гражданами сибирских территорий. В принципе, все это шаги, которых, наверное, и ждет китайское руководство», — отметил он.