Украинский бизнес в Польше
В рейтинге Doing Business-2014 Польша занимает 45 место.
Став собственником польской компании, вы получаете доступ к европейскому кредитованию (что означает упрощенные процедуры и минимальные ставки). Кроме того, польские власти не скупятся на поддержку иностранных инвесторов: в зависимости от рода деятельности компании, вы можете получить как налоговые льготы, так и денежные субсидии.
Польша — это более чем достойный вариант для открытия бизнеса. Во-первых, минимальный языковой бартер иблизкая нам культура. Во-вторых, простота (если сравнивать с Украиной) и относительная дешевизна (если сравнивать с другими странами ЕС) ведения бизнеса. В-третьих, открыв бизнес в Польше, вы получаете доступ к рынку всего Европейского союза (это ни много ни мало, а целых 28 стран). И, конечно же, уровень жизни. В 2012 году ВВП на душу польского населения составил почти 21 тыс. долл., тогда как в Украине — всего 7,5 тыс. долл.
Польша — шестая по количеству населения европейская страна (более 38 млн. человек). Около 50% поляков входят в возрастную категорию «до 35». Кроме того, если сравнивать с другими странами ЕС, польская рабочая сила обходится дешевле и при этом не уступает по качеству. Кроме того, 38 млн. населения — это существенный внутренний рынок.
Начинать бизнес в Польше можно с чего-то мелкого. Это может быть отельно-ресторанный бизнес, индустрия красоты, обслуживание компьютерной техники, бюро переводов и тому подобное. Как вариант, можно открыть в Польше торговую компанию, которая будет заниматься экспортом в Украину или импортом из Украины.
Польские налоговые льготы и финансовые возможности
Польские власти поощряют иностранные инвестиции в экономику страны всеми доступными им способами. Это и налоговые льготы, и специальные экономические зоны, и гранты — как из бюджета государства, так и ЕС. Предпосылками для получения грантов являются крупные инвестиции, гарантии трудоустройства местного населения и технологические инновации.
В регионах с относительно высоким уровенем безработицы действуют специальные экономические зоны (всего в стране есть 14 таких СЭЗ, общей площадью более 6 тыс. га). В таких зонах при соблюдении всех прочих условий инвесторы могут получить налоговые льготы (или даже освобождение от налога на прибыль) на срок до 10 лет.
Диалог между польской властью и зарубежными инвесторами обеспечивает Польское агентство информации и иностранных инвестиций. Его миссия — создать условия для стабильного притока иностранных инвестиций в экономику страны и обеспечить иностранных инвесторов всей информацией, необходимой для ведения бизнеса в Польше.
Отметим, что в Польше нет ограничений на проведение операций в иностранной валюте. Кроме того, зарегистрированные в Польше компании могут получить финансирование из источников, которые находятся за пределами страны. Источниками финансирования могут стать структурные фонды и Фонд солидарности Европейскогосоюза, программы международных финансовых организаций и коммерческих структур, многое другое.
Регистрация бизнеса в Польше
Для того чтобы выступить учредителем польской компании, украинский гражданин должен соответствовать нескольким довольно простым требованиям: достичь возраста 18 лет, иметь загранпаспорт (действительный не менее 18 месяцев с момента подачи документов), а также иметь опыт ведения бизнеса в Украине.
Согласно польскому законодательству иностранные компании и физлица могут заниматься в Польше любым легальным бизнесом. Зарегистрировать компанию можно как лично, так и по доверенности. Весь процесс займет до одного месяца.
Самая распространенная форма для открытия компании с нуля — общество с ограниченной ответственностью (ООО). Количество учредителей — от одного человека (оптимально — 2-3 человека), минимальный уставный капитал — 5000 злотых (около 1200 евро), стоимость одной акции — минимум 50 злотых (12 евро). Совет правления ООО (фактический орган управления компанией) может состоять даже из одного человека. Наличие наблюдательного совета и ревизионного комитета не обязательно. Став членом правления польского ООО, вы можете получить польскую рабочую визу, ВНЖ и ПМЖ, а со временем — и гражданство. Компания может работать без прибыли, однако в любом случае должна покрывать расходы, в том числе зарплаты сотрудников. Прибыль обязательна, если члены правления ООО хотят получить в Польше ВНЖ.
Акционерная компания с ограниченной ответственностью очень похожа на ООО, но имеет и ряд отличий. Уставный капитал такой компании в два раза превышает уставный капитал ООО и составляет 100 000 злотых (около 2500 евро), тогда как стоимость одной акции может быть значительно меньше — 0,01 злотых (около 0,003 евро). Кроме совета правления, обязателен также наблюдательный совет.
Также иностранная компания может открыть в Польше представительство или подразделение.
Отчетность в Польше подается ежемесячно: это касается налога на прибыль, декларации по НДС и социальных отчислений. Ставка налога на прибыль составляет 19%, ставка НДС может составлять от 5% до 23% (в зависимости от рода деятельности, базовая ставка — 23%).
Украинский бизнес в Словакии
В рейтинге Doing Business-2014 Словакия занимает 49 место.
Население Словакии небольшое — всего 5,4 млн. человек, около 50% которых проживают в городах. ВВП на душу населения, по итогам 2012 года, составляет почти 25 тыс. долл. (по этому показателю Словакия занимает 64 место в мире).
Словакия позиционирует себя как туристическая страна. И не безосновательно: на 5 млн. словаков приходится более 60 горнолыжных курортов. Кроме того, в стране есть множество круглогодичных термальных курортов. Как следствие — туристическая ниша для бизнеса в Словакии более чем привлекательна. По данным Википедии, в 2006 году Словакию посетили более 1,6 млн. туристов (самыми популярными среди иностранных гостей были Братислава и Высокие Татры).
Еще одна ниша — это различные мелкие торговые предприятия, в частности кондитерские. Перспективными могут оказатися и предприятия в сегменте автосервиса, а также предприятия по производству и переработке сельхозпродукции. Своих клиентов в Словакии могут найти интернет-магазины и IT-компании (эти виды бизнеса востребованы практически во всех развитых странах).
Перспективное направление бизнеса, но требующее более серьезных капиталовложений, — это зеленая энергетика (предприятия по производству биотоплива, солнечные и гидроэлектростанции). Государство поддерживает зеленую энергетику, в частности, гарантирует выкуп зеленой электроэнергии по фиксированным тарифам в течение 15 лет.
Инвестируя в экономику Словакии, иностранный бизнесмен может рассчитывать на инвестиционные стимулы и различные льготы. Условия их получения зависят от нюансов законодательства ЕС, уровня развития региона, уровня безработицы, объема инвестиций. В целом, инвестиционное стимулирование бывает косвенным (например, налоговые льготы) и прямым (денежные средства на приобретение основного капитала или для создания рабочих мест). В зависимости от особенностей бизнеса можно получить налоговые льготы (в частности, по налогу на прибыль), денежные субсидии, возмещение за создание рабочих мест. Однако есть и ограничения, например, подобные льготы не распространяются на Братиславу.
Основное ведомство, которое консультирует зарубежных инвесторов, — это Словацкое агентство развития инвестиций и торговли. Его миссия — поддержка иностранных инвестиций и создание позитивного имиджа Словакии как страны с благоприятным инвестиционным климатом.
Организационно-правовые формы бизнеса в Словакии
Создание компании в Словакии занимает от 15 до 25 дней. Две самые популярные формы словацких предприятий, доступных для создания иностранными бизнесменами:
- закрытая компания с ограниченной ответственностью — это аналог ООО. Учредителями компании могут выступать от 1 до 50 физических или юридических лиц. Минимальный уставный капитал — 5 тысяч евро, при этом на каждого акционера должно приходиться не менее 750 евро.
- открытое акционерное общество в Словакии может быть создано двумя и более учасниками: как физическими, так и юридическими лицами. Минимальный уставный капитал — 25 тысяч евро.
Система финансовой отчетности в Словакии — проста и понятна. Бухгалтерия максимально приближена к международным стандартам финансовой отчетности. Ставка по налогу на прибыль составляет 19%. По итогам первого года деятельности налог платится до 31 марта следующего года. В последующие годы налог на прибыль выплачивается поквартально.
Украинский бизнес в Чехии
В рейтинге Doing Business-2014 Чехия занимает 75 место.
Перед тем как отрыть бизнес в другой стране, необходимо оценить несколько факторов: направление бизнеса, начальный размер инвестиций. Чехия, с ее сравнительно небольшим населением (всего около 10 млн. человек), предоставляет несколько возможностей для бизнеса. Самый верный вариант — это все, что связано с так называемой индустрией гостеприимства (отельный бизнес, кафе и рестораны, экскурсионные бюро, продажа сувениров). Второй вариант — это малый бизнес в целом (индустрия красоты, торговля и т. п.). Третий вариант — купить в Чехии недвижимость и сдавать ее в аренду.
Преимущества для украинского бизнеса в Чехии
Привлекательность Чехии как места ведения бизнеса обусловлена тем, что в этой стране иностранные физические и юридические лица при регистрации предприятия имеют те же права, что и чешские. При этом уровень жизни в Чехии намного превышает украинский: так, в 2012 году ВВП на душу чешского населения составил более 27 тыс. долл. США, тогда как в Украине — всего 7,5 тыс. долл. США.
Не следует забывать и о членстве страны в Европейском союзе: открыв компанию в Чехии, вы получаете доступ к рынкам еще 27 европейских стран. Кроме того, если вы зарегистрируете бизнес в Чехии, то сможете без особых проблем приобрести землю или недвижимость. И последнее, но не менее важное преимущество — это возможность получения годовой бизнес-визы с возможностью продления. После пяти лет регулярного продления визы и выполнении ряда требований можно претендовать на получение ПМЖ, еще через 10 лет — на получение гражданства.
Иностранный бизнес на территории Чехии может рассчитывать на льготы и привилегии — налоговые или денежные (например, в обмен за создание рабочих мест или инвестиции в повышение квалификации сотрудников). Открыв бизнес в Чехии, вы не будете чувствовать себя оторванным от родины: украинцев и россиян здесь немало. Так, по данным чешской исследовательской компании Čekia по состоянию на октябрь 2011 года, 5% всех чешских юридических лиц находились в собственности россиян, 3% — в собственности украинцев.
Для большинства видов деятельности в Чехии необходимо получить разрешение — лицензию, которую выдаваютместные ведомства. Без лицензии могут обойтись лица творческих профессий, а также те, кто приобретает недвижимость для сдачи ее в аренду. Зарегистрировать компании в Чехии можно лично, а можно по доверенности.
Организационно-правовые формы бизнеса в Чехии
Для того чтобы открыть бизнес в этой стране, необходимо соответствовать некоторым требованиям: быть юридически дееспособным, достигнуть возраста 18 лет, не иметь судимостей и каких-либо обязательств перед налоговыми органами Чешской Республики.
Есть несколько структур, которые можно зарегистрировать в Чехии: общество с ограниченной ответственностью (ООО), открытое товарищество, коммандитное общество, кредитный кооператив. Процесс регистрации длится недолго — до 15 дней, в зависимости от вида деятельности фирмы.
Самая популярная и экономичная для начала форма — это ООО. Количество его учредителей может варьироваться от 1 до 50, уставный капитал составляет 200 тыс. чешских крон (около 7,5 тыс. евро). Налог на прибыль — 24%. Для основания открытого товарищества уставный капитал не нужен вообще, количество учредителей составляет минимум 2 физлица. Минимальный уставный капитал составляет 2 млн. чешских крон (около 74 тыс. евро). На каждого учредителя распространяется прогрессивный налог (от 15% до 35%) и взнос в пенсионный фонд.
Для того чтобы компания в Чехии считалась действующей, она должна иметь юридический адрес и каждый год сдавать отчет. Годовой баланс может быть не только положительным, но и нулевым и даже отрицательным — это не будет считаться нарушением закона.
Читайте также: