Первый вице-президент «ВиДи Груп» Артем Ткаченко:
Прошлый год охарактеризовался несколькими резонансными событиями, которые уже отрицательно сказались на объёме продаж новых автомобилей. Это, в первую очередь, введение спецпошлин на импорт новых легковых автомобилей с бензиновыми двигателями — с 14 апреля 2013 г. и, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, утилизационный сбор, или, так называемый, экологический налог.
Вследствие отказа правительства Украины от подписания соглашения о Зоне Свободной Торговли с ЕС, окончательно «закрылось окно в Европу» и для украинского автопрома: о возможности выхода украинских производителей на европейский рынок с объемом продаж 13-15 млн авто в год теперь можно забыть.
Также можно забыть о европейских (японских, корейских) инвестициях в украинский автопром. Более того, теперь даже китайские производители будут крайне осторожно подходить к вопросу размещения производства в Украине, поскольку их стратегия в последние годы заключалась в том, что Украина рассматривалась как стартовая площадка для выхода на рынки Европы (после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС и ЗСТ).
На российском рынке место для собранных в Украине авто также вряд ли найдется. Рынок России испытывает нисходящий тренд, начиная с начала в 2013 года. В связи со свертыванием программ льготного автокредитования в 2014 году падение только увеличится. Как следствие, конкуренция на рынке России усилится, что не будет способствовать росту украинского экспорта.
Все эти потрясения приведут к дальнейшему ухудшению ситуации в стране и в 2014 году.
При сохранении нынешних условий авторынка, в случае, если с утильсбором ничего не изменится, а спецпошлины, вопреки подписанным договоренностям в России, продолжат действовать — я ожидаю снижение продаж новых легковых автомобилей в 2014 году до уровня 180-190 тыс. легковых авто. Тогда как, этот год автомобильный рынок закончит с результатом около 205 тыс.
В этом году иномарки продолжат только дорожать. Лояльность покупателей сохранится только к дешевым машинам, а также к кроссоверам и внедорожникам, которые характеризуются повышенной проходимостью, за счет чего выиграют компании, имеющие в своем модельном ряду авто этого сегмента.
А, вот, некогда очень популярными автомобилями с бензиновыми двигателями объемом 1,6-2 л, станут интересоваться меньше. Причина очевидна: цены на эти иномарки подверглись самому большому влиянию спецпошлины и утильсбора.
Приятной новостью для рынка новых легковых автомобилей в этом году может стать уменьшение или отмена спецпошлин на импортные авто с бензиновыми двигателями и, как следствие, объективное снижение стоимости таких машин. По разным данным, ценовая политика может упасть на 7-10%. Но, скорее всего, отмены спецпошлин не следует ждать ранее апреля, а, значит, существенное влияние на рынок этот фактор сможет оказать только летом.
Стимулом для роста продаж может стать увеличение кредитных предложений на авто и либерализация в этой сфере, а именно снижение процентных ставок и упрощение процедуры получения кредита, «плюсом» для авторынка может оказаться унификация и снижение ставок утилизационного сбора, поскольку о его полной отмене, судя по итогам 2013 года, пока что мечтать не приходится.
Трендом 2014 года станет trade-in, развитие которого в Украине неизбежно. Потребительские предпочтения меняются. Покупатели все чаще отдают предпочтение б/у авто, отказываясь от покупки нового. Рынок внутренних продаж б/у машин вырос в 2013 г. на 60%. Главный фактор успеха бизнеса авто с пробегом — это справедливая цена как для владельца, так и для нового покупателя. В условиях усиливающейся конкуренции оно является одним из самых перспективных направлений для автодилера в Украине.
Глава правления Porsche Finance Group Йозеф Граф:
В целом по итогам 2013 года можно сказать, что рынок автомобильного лизинга упал на 15%. В 2014-2015 году рынок не будет расти, а останется на прежнем уровне.
Учитывая то, что автомобильные бренды, которые финансирует Porsche Finance Group - Volkswagen, Audi и Seat, сейчас имеют на рынке хорошую позицию, компания сможет удержать от 9 до 12% рынка. И 25-35% этих автомобилей будут проданы с финансирование от Porsche Finance Group. В количественных показателях это составляет от 5000 до 7000 автомобилей.
В Украине услуги финансового и оперативного лизинга становятся все более популярными. За последние 2 года объемы корпоративных продаж Porsche Finance Group увеличились на 49 %.
В 2013 году в корпоративных продажах Porsche Finance Group ощутимо выросла доля марки SEAT. За 9 месяцев текущего года 61.8% автомобилей Volkswagen, которые были профинансированы Porsche Finance Group в лизинг, были куплены юридическими лицами, 82,5% SEAT – стали собственностью фирм, и 44,1% Audi – пополнили автопарки клиентов.
Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко:
В прошлом году правительство ввело два налога на бизнес, которые сломали украинский авторынок. Связано это с тем, что спецпошлина, введенная в 2013, касается исключительно автомобилей с объемом двигателя до 2,2 литра, что уже делает возможность приобретение автомобиля с малым объемом двигателя усложненным.
Утилизационный сбор — касательно бюджетных автомобилей и иномарок среднего класса эти 5500 грн. являются почти 10% от стоимости, а если говорить о дорогих машинах, то для их приобретения сумма незначительная.
Меры, введенные Верховной Радой Украины полностью сломали украинский автомобильный рынок, который не скоро еще оправится.
Как показала статистика в этом году было продано примерно 203 тысячи автомобилей. По сравнению с 2012 годом это почти на 8% меньше, что оказалось существенным, если учитывать вспышки продаж перед поднятием цен.
Эти два закона были рассчитаны на приобретение украинцами отечественных автомобилей, а отечественный потребитель желает покупать надежные и безопасные машины иностранного производства.
В 2014 года рынок «упадет» еще на 20%, т.к. основной частью продаж были бюджетные автомобили стоимостью до 15 тыс. долларов, а сейчас они становятся для потребителя фактически недоступными. В связи с этим в 2014 году мы можем ожидать лишь ухудшение автомобильного ранка Украины.
Ольга Левкович, Роман Летов