Сегодня по требованию Верховной рады правительство должно раскрыть тайну госбюджета на 2014 год. Напомним, на заседании Кабинета министров проект главного финансового документа страны утверждался без его фактического наличия, а после регистрации бюджета в Верховной раде премьер Николай Азаров сразу же отозвал проект на доработку, так его и не обнародовав. В правительстве смогли назвать лишь основные макропараметры, на которых будет базироваться бюджет: рост реального ВВП составит 3%, инфляция — 8,3%, дефицит — 47,5 млрд грн, или 2,7% от ВВП, госдолг — 32,4%.

В распоряжении издания оказался законопроект «О госбюджете на 2014 год», согласно которому доходы казны составят 403 млрд грн (рост по сравнению с 2013 годом на 8,9%), в том числе общего фонда — 355 млрд грн, спецфонда — 48 млрд грн. Расходы увеличатся на 7,9% — до 452,6 млрд грн. В Минфине рассчитывают на рост налоговых отчислений более чем на 33 млрд грн. При этом больше хотят получить за счет НДС с импорта — на 17,6 млрд грн (130,4 млрд грн), акциза — на 6,2 млрд грн (36,9 млрд грн) и налога на доходы физических лиц — на 0,7 млрд грн (8,9 млрд грн). По налогу на прибыль и внутреннему НДС, напротив, ожидается падение — на 10,5 млрд грн, но при этом объемы возмещения налога должны увеличиться почти на 26%, до 74,9 млрд грн.

Для того чтобы обеспечить такое наполнение бюджета, в правительстве решили этим же законом внести изменения в Налоговый кодекс. Согласно проекту, в 2014 году снижения ставок НДС до 17% и налога на прибыль до 16% не будет. То есть до 1 января 2015 года они должны оставаться на нынешнем уровне —20% и 19% соответственно. Внесение таких изменений является нарушением норм бюджетного и налогового законодательства. О незаконности такой процедуры неоднократно заявлял и Конституционный суд.

Проект бюджета на 2014 год также предусматривает пересмотр принципов налогообложения недвижимости. Минфин предлагает увеличить поступления за счет налогообложения объектов нежилой недвижимости: отелей, офисов, торговых центров, кафе, гаражей и крытых паркингов. Объекты, которые используются для ведения предпринимательской деятельности, предложено облагать налогом по ставке 2,7% за кв. м, другие объекты — 1%.

Изменится и принцип налогообложения жилой недвижимости — налог будет взиматься с общей площади, а не только с жилой.

Предпринимателям, находящимся на едином налоге, также следует ожидать изменений. Поправки в закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусматривают, что «единщиков», которые торгуют в Украине мехами, техникой, драгоценными камнями и металлами, оружием, обяжут иметь кассовые аппараты, а также вести книгу учета расходов на приобретение указанных групп товаров. При продаже таких товаров продавцы будут обязаны иметь заверенную копию таможенного документа, в соответствии с которым было проведено таможенное декларирование.

Все эти меры позволят обеспечить в следующем году лишь умеренный рост социальных стандартов — на 6,8%, что даже ниже ожидаемого уровня инфляции. Прожиточный минимум и минимальная зарплата будут пересмотрены дважды: в июле — с 1218 грн до 1250 грн и октябре — до 1301 грн. Минимальная пенсия в течение года вырастет на 65 грн и к октябрю составит 1014 грн.

Традиционно правительство в бюджете замораживает соцвыплаты чернобыльцам, ветеранам труда, жертвам нацистских преследований — размер выплат зависит от наличия ресурсов в бюджете и Пенсионном фонде. В следующем году этот перечень будет расширен за счет судей и госслужащих. Уменьшится и поддержка бизнеса — объем госгарантий по кредитам будет снижен с 50 млрд до 30 млрд грн.

Глава подкомитета по вопросам социальных программ госбюджета Александр Фельдман (Партия регионов) считает, что сложная ситуация в экономике обязывает правительство экономить, поэтому обещания, в том числе и социальные, необходимо давать такие, которые будут по силам бюджету. «Соцстандарты растут, пусть и не такими темпами, как хочется. Поэтому бюджет не только можно, но и нужно поддержать»,— резюмирует он. Оксана Калетник не исключает, что сам документ может быть внесен в парламент накануне голосования, чтобы у депутатов не было возможности его изучить и внести правки. «Все, что здесь написано, будет поддержано. Чем меньше обсуждений — тем больше возможность оставить как есть»,— считает депутат.