«Уважаемые пассажиры! Авиакомпания «АэроСвит» приносит вам свои извинения за доставленные неудобства», — такое обращение сегодня можно прочитать на сайте еще не так давно одного из ведущих украинских авиаперевозчиков, а сейчас фактически банкрота. Правда, сотням авиапассажиров, застрявшим в аэропортах, от этого не легче. По данным суда, задолженность «АэроСвита» составляет четыре миллиарда 270 миллионов гривен, а активы не превышают одного миллиарда 467 миллионов гривен.
Эксперты лишь разводят руками. «Компанию скорее довели до банкротства. Ведь это не новички на рынке, чтобы что-то не учесть. Это направленная стратегия перехода бизнеса с крыла одной авиакомпании, на которой останутся все долги, на другую», — прокомментировал Deutsche Welle директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Как известно, компания «АэроСвит» входит в Украинскую авиационную группу, которую контролирует группа Приват украинского олигарха Игоря Коломойского.
МАУ — новый монополист?
Сразу после объявления банкротства помогать пассажирам «АэроСвита» взялась компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ), взяв на себя часть международных авиарейсов своих конкурентов. Кроме этого, как отметил Вовк, МАУ получила в лизинг два лучших самолета, которые ранее эксплуатировал «АэроСвит». Такое тесное сотрудничество между обанкротившейся авиакомпанией, которая еще надеется продолжить свою деятельность, но одновременно отдает свои вкусные направления, и ее конкурентом действительно заставляет задуматься.
В последнее время в украинских СМИ неоднократно звучали предположения, что Коломойский всерьез интересуется Международными авиалиниями Украины. Но получить здесь какой-то однозначный ответ сложно. «Четкой информации о составе акционеров МАУ пока нет, — говорит Волк. — Недавно они менялись. Также компания изменила свой наблюдательный совет». Исполнительный вице-президент МАУ по коммерческой деятельности Сергей Фоменко в разговоре с ЛИГАБизнесИнформ подтвердил, что 31 декабря прошлого года собрание акционеров, на котором МАУ изменила количественный состав наблюдательного совета компании, действительно произошло. «Но о слиянии с «АэроСвитом» речь не шла», — утверждает Фоменко.
Политическая подоплека авиационных проблем?
Некоторые эксперты не исключают и политическую подоплеку авиационных проблем группы Приват. «Вероятно, что Коломойский намеренно довел компанию до банкротства, чтобы не сдаваться. Ведь убыточный актив могут и не забрать», — прокомментировал Deutsche Welle политолог Александр Палий. Ранее проблемы у Коломойского начались с его нефтяными активами, когда, по информации украинских СМИ, Налоговая начала проверку сети автозаправок, торгующих топливом Кременчугского НПЗ, который контролирует совладелец группы Приват.
Директор центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко убежден, что конфликт между Коломойским и нынешней властью вполне реальный и обусловлен приближением президентских выборов, а также поиском властью ресурсов для ее финансирования. «Главной особенностью ключевых активов Коломойского является их устойчивость, которая связана с тем, что их услугами ежедневно пользуются миллионы людей. Это деньги и власть в концентрированном виде — то, что нужно «семье», — пишет в своем блоге Романенко.
Заложники туманной ситуации — пассажиры
Что бы на самом деле не стояло за банкротством «АэроСвита», заложниками ситуации оказались пассажиры. Хотя компания и пообещала вернуть деньги за билеты на отмененные рейсы, ждать компенсации придется долго, уверены обозреватели. Они сетуют на то, что государственный надзор на рынке авиаперевозок неэффективен.
«Госавиаслужба не должна допустить нового монополиста на рынок. Распределение рейсов между операторами может осуществляться по прозрачной схеме», — считает эксперт транспортной отрасли Александр Кава. Премьер-министр Николай Азаров пообещал обеспечит конкуренцию на рынке. Однако будет ли выполнено это обещание?
Лилия Гришко