Полная либерализация финансовых потоков не может считаться универсальной целью для всех стран во все времена, признали в Международном валютном фонде (МВФ). Согласно новому докладу совета директоров МВФ, «временные ограничения могут быть обоснованны и полезны во время экономических шоков, а также когда прочие средства денежно-кредитной политики исчерпаны». Этот документ глава МВФ Кристин Лагард назвала «движением к модернизации деятельности фонда». Теперь в МВФ считают, что риски от либерализации напрямую зависят от развития экономики страны, а дерегулирование рынка капитала должно применяться по мере прохождения неких пороговых уровней развития.

Основными рекомендациями фонда по снижению притока спекулятивного капитала по-прежнему остаются уменьшение процентных ставок (в случае отсутствия перегрева экономики и значительного давления на инфляцию), укрепление курса национальной валюты и наращивание международных резервов. В то же время ограничение доступа нерезидентов к финансированию в местной валюте может в несколько раз снизить объем спекуляций. «Запретным» же МВФ считает использование ограничений для искусственного занижения валютного курса.

Что касается оттока капитала, то вводить прямые ограничения следует лишь в случае острого экономического шока, дабы смягчить отрицательные эффекты рецессии, говорится в докладе фонда. За последнее десятилетие подобные меры предприняли лишь Аргентина, Исландия, а также Украина. Напомним, в 2009 году в разгар финансово-экономического кризиса Нацбанк вводил ограничения по покупке валюты на межбанке, а также временные ограничения на вывоз валюты нерезидентами. Банкам также было запрещено продавать валюту для инвестиций за рубеж и для расчетов за импорт, который осуществляется без ввоза.

Не все члены совета выразили поддержку последней версии документа. Пауло Батиста, представляющий в МВФ Бразилию, отметил, что «меры по контролю над движением капиталов должны носить постоянный, а не временный характер». В разгар азиатского финансового кризиса Таиланд, Южная Корея и Индонезия, обратившиеся в МВФ за финансовой поддержкой, по условиям выделения траншей должны были пойти на ряд жестких ограничений, включающих резкое сокращение госрасходов, повышение налогов и процентных ставок, но не препятствовать движению капитала. Свободный отток средств обострил экономический спад и обусловил резкое обесценение валюты. Неэффективность собственных рекомендаций в фонде объясняли структурными проблемами в экономиках и недостаточной приверженностью согласованным с МВФ мерам.

Такие изменения философии МВФ могут существенно повлиять на сотрудничество фонда с Украиной.

«В свете новых рекомендаций Национальному банку станет проще доказать, что механизмы, применяемые им для стабилизации платежного баланса,— и 50-процентная продажа валютной выручки, и увеличение сроков по ее возмещению, а также возможные новые меры — не противоречат рекомендациям фонда»,— отмечает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын. Соответственно, это должно упростить переговоры о запуске новой программы сотрудничества между Украиной и МВФ, которые должны начаться уже в конце нынешней недели.

Читайте также: