Сообщения по курсу гривны мелькают в информационных лентах каждый день. Они — как сводка новостей с поля боя.
23.10.
Украина, скорее всего, допустит девальвацию гривны на 10% до декабря 2012 года. «Чем раньше произойдет девальвация гривны, тем лучше для платежного баланса, экономики и рынков. Валюта останется под давлением, так как не похоже, что мировой спрос на сталь восстановится в ближайшее время. Экономика Украины находится в критической или умеренной рецессии Курс может снизиться до 11 грн/долл. к концу 2013 года», — заявил экономист HSBC по России, Украине и Казахстану Александр Морозов.
24.10.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings тоже высказалось в пользу девальвации. По оценкам Fitch Ratings снижение курса гривны к доллару будет умеренным: на 10% к концу 2012 года. Однако Fitch отмечает, что какое-либо более значительное изменение валютного курса является риском, который может привести к сокращению капитала банков и дальнейшему ослаблению качества активов. Но при этом тот же Fitch ожидает ускорение роста ВВП в 2013 до 3,2% по сравнению с 0,5% в 2012. (Наверное, экономисты легко докажут что девальвация простимулирует экспортеров и таким образом будет поддержана экономика. Но если HSBC не видит признаков оживления спроса на металл на мировых площадках, то будет ли помощь от девальвации для ускорения роста ВВП).
24.10.
«Правительство Украины все же решится на девальвацию гривны и обратится за помощью к МВФ, отмечено в обзоре Goldman Sachs. Его аналитики видят ухудшение соотношения импортных и экспортных цен, рост дефицита текущего счета в условиях искусственно поддерживаемого курса нацвалюты порождает высокие краткосрочные процентные ставки, которые замедляют экономическую активность в стране. Эксперты отметили сложность прогнозирования уровня падения национальной валюты. Но подсчитали, что для закрытия дефицита текущего счета и ослабления давления на платежный баланс, допустима была бы девальвация на 30%.
Свои тоже против
Оценки украинских экспертов расходятся только в темпах и глубине падения. Управляющий партнер инвестиционной кампании «Capital Times» Эрик Найман считает, что экономически обоснованным курсом украинской национальной валюты в январе 2013 года может быть значение 8,5-8,6. Александр Савченко, бывший заместитель председателя НБУ, считает, что сегодня равновесный курс — 8,20, и только к концу года он может достичь значения 8,40. Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин убежден, что в стране нет предпосылок для остановки девальвации. Политику „мягкой девальвации“ он называет рациональным решением, а достижение отметок 8,30-8,40 — таким, который не спровоцирует какого-либо ажиотажа возле обменников.
»Курс наличного доллара США к концу декабря, может повыситься до 8,25-8,40 грн. На стоимость нацвалюты будут оказывать влияние внешние и внутренние факторы. Тот факт, что американский доллар на международном рынке будет оставаться под давлением до конца года, окажет поддержку валютам развивающихся стран, в том числе, гривне. Но внутренние факторы пока не в пользу гривны. И это может привести к ее умеренной девальвации после парламентских выборов", — считают аналитики FOREX CLUB в Украине.
«Прогноз HSBC Holdings по девальвации гривны на 10% к декабрю 2012 года реалистичен. Ситуация с основными макропоказателями на 90% напоминает 2008 год. Единственное, чего не хватает, это перегрева экономики. Разница в том, что в 2008 году мы резко полетели вниз, а сейчас все происходит медленно. Дефицит торгового баланса у нас уже превысил уровень 2008 года», — сообщил исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.
Экспертов слушают
И так — с начала осени. Население внимательно слушает. И бегает за валютой. На ее покупку уходят деньги из-под подушек и с банковских депозитов. С начала сентября объём остатков на счетах в гривне уменьшился на 1,4%, т.е. на 2,44 млрд грн. Почти вдвое сократился приток ресурса на депозиты. В сентябре в банки принесли 2,3 млрд грн. В то время как месяцем ранее — 4,3 млрд грн. Спрос на наличном рынке растет параллельно с оттоком гривны из банков. С сентября текущего года скупленная населением валюта составила 1,801 млрд долларов. Немного банки сами спровоцировали граждане, когда подняли ставки по депозитам в валюте. Уже встречаются предложения вкладывать доллары под 12 %. Но если посмотреть на статистику НБУ по работе рынка наличных валютообменных операций, то окажется что в 2011-ом население покупало доллары гораздо охотнее и в больших объемах. Так с начала года до настоящего момента населения приобрело порядка 16 миллиардов. В 2011-м за этот период покупки валюты были гораздо больше, превысив 22 миллиарда. И в 2011-ом даже без факта выборов ожидания по девальвации были не меньше.
НБУ не слышат
На фоне всех негативных сообщений единственный голос на защиту гривны остается неуслышанным. Этот голос НБУ и тех немногих банкиров, которые еще соглашаются говорить на тему гривны. Обе стороны призывают держать сбережения в гривне и уверяют, что жесткого обесценения валюты не будет, возможно только в рамках задекларированных национальным банком валютных колебаний. Аргументы следующие: деньги не печатают, цены не растут, а на депозитах в гривне можно заработать больше 20 % годовых прибыли. Лучшего инструмента приумножить доход просто не существует. Ведь даже при девальвации до уровня 9 гривен за доллар нынешние ставки по депозитам не только перекроют девальвацию, но даже принесут больший доход, чем депозит в валюте под 12% годовых.
К примеру, возьмем равноценные на сегодня суммы 100 долларов и 820 гривен. 100 долларов поместим на депозит под 12% на год, а 820 гривен — под 20%. В первом случае получим доход в 12 долларов или 108 грн при курсе 9. В случае гривневого депозита доход составит 163 грн, что по курсу 9 грн/доллар — больше 18 долларов.
«Если вернутся к вопросу о девальвационных ожиданиях, то они были в 2009 г., в 2010-м, 2011-м, 2012-м. Все чего-то ждут. Ежемесячно мы отвечаем на письма отдельных журналистов, экспертов, которые обращаются в Центральный банк с вопросом какой будет курс, как скоро девальвирует национальная валюта. В связи с этим мы вынуждены обратить внимание, что объективных предпосылок для девальвации лично я не вижу», — сетует директор департамента НБУ Сергей Кораблин.
НБУ сделает все для стабильности валюты. Свои слова они подтверждают действиями. НБУ постоянно контролирует рынок и забирает лишнюю гривневую массу на корсчетах финучреждений. Он еще два месяца тому изменил правила формирования резервов и даже уменьшил количество допустимых нарушений норм резервирования. Т.е. допустить их банк может разве что 10 раз в квартал, а не 30 раз, как ранее. Но даже этих 10-ти раз банки стараются не допускать. Особенно после того как НБУ в один раз применил довольно серьезные санкции к ряду банков. «Если в комбанка есть возможность это нарушить, то банки не идут на это потому, что не хотят отвечать на вопросы регулятора: почему у тебя есть нарушения того или иного показателя. Все стараются выполнить все показатели, хотя и имеют право на нарушения», — утверждает Василий Невмержицкий, заместитель председателя правления коммерческого банка.НБУ сделает все для стабильности валюты.
Жесткий мониторинг работы банков сохранится и в дальнейшем. НБУ старается минимально допускать потери валюты из собственных запасов.
«В Украину с начала года поступило больше валюты, чем из нее ушло. Вся валюта, которая поступила в страну, — $109 млрд, а вся валюта, которая перечислена нерезидентам, — $99 млрд, то есть разница $10 млрд. При этом оплата импорта обошлась в стране за первые девять месяцев в $63 млрд. Т. е в страну поступает больше валюты, чем нужно для импорта», — утверждает руководитель группы советников главы Национального банка Украины Валерий Литвицкий.
Сегодняшнее сравнение ситуации с 2008 годом, в НБУ считают некорректным. И в чем-то эксперты соглашаются с регулятором. Ведь 4 года тому гривна существенно обесценилась еще и потому, что этому поспособствовал сам НБУ, который предоставлял банкам огромные кредиты рефинансирования. Сегодня регулятор не только не прибегает к таким неосторожным действиям, но еще и забирает с рынка каждую лишнюю гривну. «Очевидно, на рынке существуют иррациональные ожидания тоже. Как их дезавуировать — я не знаю. Какой еще нужно привести пример, что фундаментальных причин в той ситуации, которая наблюдалась ровно четыре года назад у нас на валютном рынке нет? Тогда валюта уходила из страны и надо было удерживать курс, чтобы минимизировать валютные риски, сопряженные с оттоком валюты. Сегодня этого на рынке нет. Поэтому сложно спорить с экспертами, которые из года в год нагнетают обстановку, рассказывая что в ближайший месяц, два-три, может что-то негативное случится с нашей национальной валютой. За прошлый год чистый приток иностранной валюты составил около 17 млрд долларов. Это чистый приток. При этом, за 9 месяцев этого года — 10 млрд. Это фактаж», — добавляет Сергей Кораблин.
«У нас такой менталитет, что мы все время чего-то ждем. Сначала мы ждали увеличение инфляции, потом мы ждем выборов, теперь роста курса. Уверяю — ничего не произойдет. Пройдут выборы и также будут работать и финансовый сектор, и экономика будет развиваться. Но на этих ожиданиях идет сейчас давление на валютный курс и увеличивается процентная ставка», — оптимистично заявляет Сергей Мамедов, председатель Независимой Ассоциации банков Украины.