«Если относительно прогноза реального роста ВВП — около 3% в следующем году — разногласий в правительстве практически нет, то сумма номинального ВВП вызывает дискуссии. От какой суммы считать 3-процентный рост ВВП: от первоначально прогнозируемого показателя на 2012 год или же от реального прогноза?» — описал проблему собеседник.

Госбюджет на текущий год был рассчитан, исходя из номинального ВВП в 1515,5 млрд грн. Впрочем, сейчас этот прогноз выглядит нереалистичным, поскольку при годовом прогнозе роста реального ВВП в 5% его темпы к концу I полугодия замедлились до 2,5%, а промышленности по итогам семи месяцев — до 0,2%. Какой может быть альтернативная база расчета роста номинального ВВП 2013 года и, соответственно, доходов сводного бюджета, источник не знает. Разница может быть существенной, например, в июле Всемирный банк прогнозировал по итогам года номинальный ВВП в 1466,5 млрд грн, а ВВП следующего — 1648,3 млрд грн (при реальном росте ВВП на 3,5%). При этом через бюджет перераспределяется треть ВВП.Визит миссии МВФ может повлиять на «реалистичность» показателей бюджета.

Макропрогнозы Кабмина, утвержденные в ноябре 2011 года, предусматривают номинальный ВВП на уровне 1734,7 млрд грн. Ранее министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявлял, что до 15 сентября правительство внесет изменения в прогнозы на 2013 год. Однако, по его словам, коррекция макропрогнозов на текущий год возможна лишь по итогам III квартала, то есть уже после утверждения правительством проекта госбюджета на следующий год.

Визит миссии МВФ может повлиять на «реалистичность» показателей бюджета. «Хотя при консервативных бюджетных показателях многие социальные инициативы включить в документ не удастся»,— пояснил собеседник.

По оценкам экспертов, расчеты госбюджета, основанные на более реалистичных показателях, не позволят увеличить его расходы. «Учитывая, что ситуация в украинской экономике продолжает ухудшаться, уже не стоит рассчитывать на прогноз номинального ВВП выше 1600 млрд грн. А учитывая, что в Украине доля перераспределения ВВП в госбюджете составляет около 30%, такая коррекция может означать уменьшение доходной части госбюджета минимум на 30 млрд грн»,— говорит экономист ИК «Тройка Диалог Украина» Ирина Пионтковская.

В сложившейся ситуации к мнению МВФ украинская власть может не прислушаться, отмечают эксперты. «Очевидно, что МВФ выразит недовольство правительственными макропрогнозами, но публичных заявлений фонд избегает. Поэтому по итогам работы технической миссии будет лишь объявлено, что она забирает документы для дальнейшего изучения. Такая политика позволит Кабмину показать перед выборами социально-ориентированный госбюджет, чтобы вносить в него правки уже после выборов»,— уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. «До выборов госбюджет может быть принят лишь в первом чтении. Поэтому ближе к концу года парламент существенно подкорректирует его, а учитывая, что потребности в возобновлении кредитной помощи МВФ растут, новому правительству все же придется согласиться с требованиями фонда»,— добавляет госпожа Пионтковская.

Читайте также: