Проще говоря, из-за нехватки свободной гривны в системе ее стоимость на межбанковском рынке перекрывает потенциальную выгоду от игры на курсе.

«Играют банки на FOREX? Нет, потому избыточная ликвидность активно выбирается регулятором, — уверяет председатель правления одного из крупнейших системных банков. — Да и избыточная ликвидность сама по себе не нужна».

Она давит на банки, у них могут формироваться убытки, поскольку нужно платить проценты по вкладам. Лучше, если Нацбанк экономическими методами эти деньги выбирает из оборота».

Именно из-за жесткого контроля над гривневой ликвидностью в обращении многие аналитики считают, что нынешняя стабильность гривни — искусственная. По мнению же Владимира Лавренчука, это не совсем корректное утверждение, ведь ресурса для кредитования реального сектора банкам хватает. Другое дело, что и потребности в нем небольшие из-за недостатка качественных заемщиков и общей высокой закредитованности отечественной экономики.

«Ликвидность, которая есть на рынке, позволяет нормально функционировать системе, проводить платежи. Так, ставки моментами поднимаются высоко, но как поднимаются, так и падают вниз. Рынок должен сам работать и устанавливать ставки. НБУ же — это орган, который может добавлять ликвидность, чтобы при необходимости обуздать ситуацию, — подчеркивает Щербакова. — Мы проводим не жесткую, а сдержанную монетарную политику. И планируем придерживаться такой линии, пока не активизируются реальные кредитные программы».

Согласно публично декларируемым оценкам, большинство участников рынка склонны считать, что если до конца года гривна и ослабнет, то несущественно. Усредненный прогноз — 8,15-8,2. Говоря о таком «экстремальном» (в украинском восприятии, но не в мировом) сценарии, как девальвация, например, на 10% (примерно до 9 грн За доллар), Лавренчук отмечает, что «в наших консервативных прогнозах нет такой величины».

Если вдруг этот вариант сработает, то, как отмечает член совета Независимой ассоциации банков Украины Виктор Лисицкий, «переживем» …