В конечном счете Греции, да и другим странам Южной Европы нужны не отсрочки выплат по кредитам, а экономические стимулы роста.
Нужно более сложное решение, чем реструктуризации и бюджетная дисциплина.
Когда-то Советский Союз имел два «рубля» — внутренний рубль и «валютный сертификат», за который можно было покупать товары в магазинах «Березка». Одним из вариантов решения проблемы ЕС может быть предложенная Банком Англии еще в 1990 году при обсуждении европейского валютного союза схема двухвалютного режима.
Страны еврозоны могут договориться о праве членов вводить локальную валюту для внутренних расчетов, курс которой не будет привязан к евро. Для всех членов союза и субъектов их экономик сохранится обязательство вести в евро все расчеты с внешними рынками. А все внутренние расчеты и выплаты, в том числе социальные, будут вестись в локальной валюте.
ЕЦБ сохранит права эмиссии евро и в ближайшее время будет проводить мягкую монетарную политику, удерживая курс на уровнях, сохраняющих конкурентоспособность экспорта Германии и предотвращая дефолт по внешним обязательствам стран PIIGS (Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании).
Страны Южной Европы смогут увеличивать государственные расходы и снижать налоги одновременно — за счет эмиссии локальной валюты. Появится высокая локальная инфляция (а значит, стимул покупать), снизится стоимость рабочей силы, вырастет конкурентоспособность. При такой политике и финансовой помощи ЕЦБ вдоль Средиземного моря может начаться промышленный бум. Он будет поддерживаться выгодным географическим положением (близость к портам, экономически выгодный климат) и возможностью обеспечить приток внешней рабочей силы (стремление к эмиграции в Европу только растет).
Подобная схема позволила бы сбалансировать интересы стран еврозоны, ведь в сохранении статус-кво сегодня заинтересованы все участники вместе, но никто — по отдельности. Она могла бы стать универсальным механизмом решения внутренних проблем союза на будущее. При этом страны, поправившие свое состояние, могли бы впоследствии отказываться от локальной валюты.
Но между идеями и практикой стоят политические и бюрократические интересы. У политиков еврозоны в руках есть средства и методы как для продолжения движения к катастрофе валюты и мировой рецессии, когда нефть рухнет до $55-60 за баррель, а ВВП еврозоны — на 2%, так и для мягкого выхода из кризиса и перехода к сбалансированному росту. Предсказывать действия политиков — неблагодарное занятие, поэтому инвесторам стоит пока держаться подальше от евро. Его будущее не зависит от фундаментальных параметров.
Читайте также: