Читайте также: Украинцы больше доверяют российским банкам?

Участники рынка объясняют прекращение притока новых вкладов снижением курса гривны.

«Это вопросы к Нацбанку. Он начал отпускать курс гривны, и доллар сразу же начал расти на наличном рынке, поэтому никто не несет в банки гривну (за май поступило 243 млн грн) — все боятся предстоящей девальвации и думают, что она уже началась. Идет отток депозитов, поскольку население не понимает, что будет с курсом, и вкладывает деньги в недвижимость и товары, потому что боится роста цен»,— объяснил председатель правления одного из крупных банков.

Любопытно, что, несмотря на рост курса доллара, население не спешило нести средства на валютные депозиты — их объем сократился в мае на 205 млн грн. И это притом что за май население купило у банков иностранной валюты на $1,88 млрд. 

Евгений Гребенюк
аналитик ИК «Тройка Диалог Украина»

«Главная причина — это ожидание девальвации. Пока паники нет, но уже непонятно, куда двигаться дальше — это выжидательный период»,— считает старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк.

Такие опасения заставили предприятия сократить валютную задолженность в мае на 5,2 млрд грн.

«Банки всеми способами мотивируют своих клиентов конвертировать валютные кредиты в гривневые, потому что опасаются высоких валютных рисков»,— отмечает Евгений Гребенюк.

Одновременно предприятия продолжают забирать свои депозиты — только за май на сумму 3,86 млрд грн. С начала года они уже изъяли 16,7 млрд грн.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что эти средства сейчас выводятся из Украины из-за возросших политических рисков в стране.

Дефицит денег на рынке привел 30-31 мая к скачку стоимости кредитов овернайт до рекордных с начала года 16-17%. После этого ставки гривневого ресурса упали до уровня менее 10%, но 15 июня вновь подскочили до 16,8%.

«Банки привлекают депозиты под 17-18%. Если к ним прибавить казначейскую комиссию, маржу и хеджирование по срокам, то получится плюс 8%. Никто не готов брать кредиты под 26% годовых. По таким ставкам выдаются потребительские займы на очень небольшие суммы — на текущие расходы или мобильные телефоны. Кроме того, заемщикам, которые вызывают малейшие сомнения, банки кредитов не дают, а надежных клиентов немного»,— объясняет сложную ситуацию первый заместитель председателя правления ВТБ Банка Виталий Фишер.

Охрименко не считает, что учреждения сейчас будут поднимать ставки по депозитам еще выше, поскольку у большинства банков еще есть ликвидность.

«Летом деловая активность снижается. Поэтому я вижу риски именно в прекращении многими банками активного кредитования. Этим они лишают себя регулярного дохода, а значит, закладывают основу для будущих убытков»,— предупреждает Охрименко.