Страны, остающиеся в еврозоне, могут не захотеть разводиться, так как себестоимость этого шага может легко превысить стоимость спасения. Если вывод Греции из еврозоны еще как-то может быть оправдан, то, например, по поводу Италии есть большие вопросы. Конечно, экономика этой страны крупнее и долг больше греческого — и в абсолютных показателях, и по отношению к ВВП. Сейчас госдолг Италии составляет €1,9 трлн, или 120% ВВП. Но вместе с этим Италия гораздо больше защищена от дефолта, чем Греция. Дело в том, что основными держателями (до 80%) итальянского госдолга являются граждане этой страны. Так сложилось исторически, это связано с механизмами налогообложения наследства. Налог на наследство в Италии довольно большой (40-50% от суммы имущества). А при наследовании государственных облигаций есть льгота. Выгоднее держать деньги в облигациях — итальянцы так и делают.
Почему я бы не стал называть драматической ситуацию в Европе? Да потому что в ней есть не только проигравшие, но и выигравшие. Это две страны с экспортно ориентированной экономикой — Германия и Франция. Курс европейской валюты падает, и товары, производимые в этих странах, становятся более конкурентными как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и спрос на них растет. На денежном рынке в этих странах также происходят интересные вещи. В поисках «тихой гавани» инвесторы со всей Европы устремились в Германию и Францию. Как следствие — резко вырос спрос на государственные и корпоративные облигации эмитентов этих стран. Разумеется, доходность по ним резко уменьшилась. Сейчас крупная немецкая компания может занять деньги под 2% годовых. А суверенные облигации Германии теперь и вовсе имеют отрицательную доходность. Как от этого выиграет бизнес? Кредитные ресурсы становятся дешевле, и компании смогут в большем объеме финансировать расширение производства. Они начинают массовую экспансию в другие страны ЕС, скупая по дешевке предприятия. Подпитываться это будет ростом потребления, который произойдет благодаря снижению уровня инфляции до менее чем 1%.
Какой из этого можно сделать вывод? Кризис в еврозоне потому развивается так долго, что ситуация при всей кажущейся драматичности достаточно устойчива. Так что не стоит рассчитывать на быстрое решение проблем в Европе. До конца спектакля еще очень далеко.
Кто выигрывает от кризиса в Европе
Европейская ситуация, при всей кажущейся драматичности, достаточно устойчива. Любое изменение стоит слишком дорого, а некоторым странам кризис только на руку.
Рассуждая о кризисе в Европе, мы делаем большую ошибку, говоря о проблеме в целом, не рассматривая страны, входящие в еврозону по отдельности. На первый взгляд у них действительно много схожего: единая монетарная и локальная фискальная политика, завышенные социальные обязательства, разбалансировашие бюджет периферийных стран Европы, неконтролируемый рост долговой нагрузки. Но так ли похожи кризисы в разных странах друг на друга? Может быть в Европе есть государства, которые выиграли от этих проблем? Давайте разбираться.Цена вопроса — несколько десятков миллиардов евро.
Возьмем самую сложную и злободневную проблему: приближающийся дефолт Греции и выход этой страны из еврозоны, о котором многие говорят как о свершившемся факте. Как известно, Греция в связи с увеличением стоимости обслуживания госдолга стала не в состоянии финансировать раздутые социальные обязательства и пошла по миру с протянутой рукой. Один за другим все (Китай, арабские государства, даже Россия) вежливо отказали, и решать греческий вопрос пришлось Германии и Франции, которые потребовали за это резкого сокращения государственных расходов. Но политически это неприемлемо. Конечно, теоретически почти все знают еще один верный выход из ситуации — вывести Грецию, а потом и другие проблемные страны из состава еврозоны, с тем чтобы стала возможной девальвация национальных валют и снижение государственных расходов хотя бы в пересчете на евро. Но политики, которые часто озвучивают такое решение, не учитывают, что сделать это просто невозможно. Хотя бы потому, что механизма вывода страны из еврозоны просто не существует.
На постепенный длительный вывод Греции времени нет. Быстро это сделать тоже не выйдет. В один день все греческие банки, магазины и компании просто не смогут начать осуществлять расчеты, например, в драхмах вместо евро. К тому же страна на время такого перехода просто перестанет обслуживать свои обязательства, что приведет к дефолту. И, наконец, это просто очень дорогостоящее предприятие — перевести целую страну на новую валюту. Цена вопроса — несколько десятков миллиардов евро. Кто должен оплачивать банкет? Тот, кто инициирует развод. Греции платить нечем.