К нам не приехал, не приехал…
Доселе мировой опыт показывал: бойкоты мероприятий такого уровня никогда не были единогласными и эффективными. Частичное воздействие на то или иное государство они могли оказать только при сочетании двух условий: если государству, которое подвергалось бойкоту, было действительно не все равно подобное обстоятельство, и если меры по бойкоту спортивных соревнований сочетались с давлением иного характера — экономическими и политическими санкциями.
Говоря о бойкоте той или иной страны или группы стран на международных спортивных соревнованиях, следует каждый раз смотреть на контекст, в котором такой бойкот происходил. По большей части, дискуссии о бойкоте не выходили за рамки отдельных государств, и даже в, казалось бы, идеологически монолитных объединениях стран времен холодной войны решения принимались руководством тех или иных государств индивидуально.
Самые известные и массовые случаи бойкота спортивных мероприятий имели место во время Олимпиад 1980 года в Москве и 1984 года в Лос-Анджелесе. Московскую олимпиаду бойкотировали 64 страны. США, естественно, были инициатором бойкота. 16 команд — почти все из Европы, а также Австралия и Пуэрто-Рико — тогда прошли под олимпийскими флагами вместо национальных. Это была мягкая форма протеста, говорящая о том, что страна разделяет спорт и политику, хотя и поддерживает политическое настроение на бойкот. На Олимпиаду-80 спортсмены из Великобритании, Франции и Греции прибыли в индивидуальном порядке, и только 5 европейских стран выступали под национальными флагами. Вообще, на московскую олимпиаду прибыло рекордно мало стран-участниц — всего 80, о чем в СССР предпочитали не говорить, да и сейчас об этом не очень известно.Бойкоты спортивных мероприятий никогда не были единогласными и эффективными.
Тем не менее, пафос единственной советской олимпиады до сих пор греет сердца многих граждан некогда единой страны. Да и в Международном олимпийском комитете предпочитают не вспоминать, что Москву как принимающий город выбрали безальтернативно — на волне разрядки между СССР и США. И кто мог подумать, что через несколько лет политическая ситуация изменится, Советский Союз введет войска в Афганистан, а в США и Великобритании поднимется волна неоконсерватизма и жесткого давления на «империю зла»?
Через 4 года, в 1984, СССР показал американцам «кузькину мать», проигнорировав летние Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Снова следует отметить, что США как принимающая страна была утверждена безальтернативно, в одном «пакете» с СССР, и задолго до самой Олимпиады. В результате в Калифорнию не приехал почти весь соцлагерь. Почти — потому что и здесь были исключения: Румыния и Югославия не особо слушались команд из Москвы. Поехали и спортсмены Китая. Итого в Олимпиаде 1984 года участвовало 140 стран — почти в два раза больше московской.
СССР, между прочим, придумал для неучастия не политические мотивы, как США за 4 года до того, а сослался на вопросы безопасности для советских спортсменов, проблемы с визами и жильем. В общем, ограничился практикой «булавочных укусов». Зимние Олимпийские игры в 1980 году СССР не игнорировал, хотя мог бы — в порядке ответа на московский бойкот. Проходили они тоже в США, в Лейк-Плейсиде. Видимо, советское руководство решило показать, насколько сильны спортсмены главного социалистического государства в зимних видах спорта. Доказали. Зато последующий советский бойкот 1984 года выглядел неуклюжей и откровенно запоздалой местью.
Стоит вспомнить, конечно, и хрестоматийную историю с Олимпиадой 1936 года в Берлине, куда в итоге приехали все, кто высказывался против такого «подарка» режиму Гитлера. Дискуссии о бойкоте шли в основном в США, где в командах было много чернокожих игроков.
Победила идея о том, что лучше показать достижения черной расы в самой цитадели нацизма. В результате несколько афроамериканских спортсменов стали героями не только в США, но и в мире, а Гитлер остался откровенно недоволен.
Менее известен случай с Олимпиадой 1976 года, которую бойкотировали почти все африканские страны, протестуя против попыток частично включить ЮАР, где царил режим апартеида, в международное спортивное движение.
Частные бойкоты
Все остальные попытки бойкота Олимпиад, равно как и иных спортивных соревнований, включая чемпионаты по футболу, носили не массовый характер, а были демаршами отдельных стран и политиков. Из футбольных бойкотов наиболее известны события, связанные с все тем же советским фактором. Так, в 1960 г. на матч с СССР не приехала Испания — об этом позаботился лично тамошний диктатор Франсиско Франко. Еще более показательный случай имел место в ноябре 1973 г., когда Советский Союз должен был играть матч с Чили в Сантьяго на стадионе, где буквально за месяц до того режим Пиночета расстреливал сторонников социализма. В результате Чили было объявлено техническим победителем матча со счетом 0:3.За всю историю мирового спорта только ЮАР сильно пострадала от политического бойкота.
В истории футбольных турниров УЕФА самый скандальный случай произошел в 1992 году. Тогда в финал вышла Югославия, уже частично распавшаяся и охваченная войной. Так как против Югославии (по сути, уже тогда — Сербии Милошевича, ведшей войну с отделившимися соседями) были введены санкции ООН, сборную сняли с чемпионата, и в него вошла следующая по очкам сборная Дании. В результате датчане и выиграли «подаренный» им чемпионат.
Больше в истории непосредственно европейских футбольных турниров случаев бойкота не было. Также не было случая, чтобы чемпионат был перенесен в иную страну. И уж тем более — за месяц до начала. Не происходило подобного и с более серьезными мероприятиями типа мирового первенства по футболу или олимпиад.
Тем не менее, бойкотировать эти мероприятия могут целые группы стан, но решение принимается руководством этих государств, и очень часто не согласуется даже с решением наднациональных организаций, в которых эти страны состоят, не говоря уже о спортивных чиновниках. Примеры московской и лос-анджелесской олимпиад здесь очень показательны.
Что касается эффективности бойкотов как политических акций, то за всю историю мирового спорта только одна страна сильно пострадала от подобных методов — это была ЮАР. Еще в 1960-х ее полностью исключили из международного олимпийского движения и не приглашали ни на какие мероприятия. Более того, как говорилось выше, частные попытки отдельных стран провести игры на территории ЮАР, либо пригласить на какой-либо чемпионат тамошнюю команду заканчивались скандалом. ЮАР бойкотировали столь основательно и столь долго, что спорт в этой стране просто не имел стимулов к развитию. Однако на смену режима апартеида в ЮАР спортивный бойкот, сам по себе, не оказал влияния. Влияние оказали растянувшиеся более чем на два десятилетия комплексные санкции против страны, равно как и изменение политической ситуации в мире после крушения СССР и окончания холодной войны.
А спортивный «караван» идет!
Перенос чемпионатов и Олимпийских игр — также очень редкое явление, и в основном, оно было связано с мировыми войнами. Так, в 1916 Первая Мировая помешала играм в Берлине. Олимпиаду-40 перенесли из Токио в Хельсинки, но потом отменили вообще из-за Второй мировой войны. По понятным причинам не состоялись игры 1944 года.
Если не брать в расчет войны, то в мировой истории были только два случая переноса спортивных соревнований такого уровня. В 1908 из Рима в Лондон Олимпиаду заставило перенести извержение Везувия, а в 1976 г. имел место и вовсе уникальный случай — против Олимпиады в американском Денвере выступили местные общественные организации, посчитавшие стоимость расходов на ее проведение. В результате игры перекочевали в Монреаль. Который, кстати, с Олимпиадой не справился — долги по ее проведению достигли 5 млрд долларов и Канада расплачивалась по ним еще 30 последующих лет.Чиновники УЕФА заверяют, что не смешивают спорт с политикой, и переносить Евро не будут.
Но поучительней и показательней всего даже не примеры Германии 1936 года или СССР 1980-го, а пример Мексики 1968 года. В тот бурный год мексиканское правительство потопило в крови студенческие манифестации, причем за 10 дней до Олимпиады. Студенты протестовали под лозунгом «Мы не хотим олимпиады, мы хотим революции!» Был организован аналог площади Тяньаньмэнь в Китае, люди оккупировали одну из площадей Мехико — Тлателолько. И что же? Полиция и войска жестоким образом разогнали протест, убив до 300 человек. Международной олимпийский комитет объявил все это внутренним делом Мексики, и Олимпиаду провели. Конечно, ее поздно было переносить. Но мексиканские события подчеркивают двойственность стандартов мировых спортивных чиновников. Еще более характерно, что из-за «резни в Тлателолько» (она была так названа официально) ни одна из стран мира — ни СССР, ни США, ни соседи-южноамерканцы — не стали бойкотировать Мексику. Правда, на самой Олимпиаде-68 тогда протестовали отдельные спортсмены: американские чернокожие атлеты Томми Смит и Джон Карлос выступили против расизма, чешская гимнастка Вера Чаславска — против подавления «Пражской весны». Но это уже были акты гражданского мужества отдельных людей, а не позиция их государств. Не исключено, что Украина в 2012 может столкнуться с чем-то подобным.
Бойкот грядущий нам готовят?
В настоящий момент чиновники УЕФА заверяют, что не смешивают спорт с политикой, и переносить ничего не будут. «УЕФА не имеет своей позиции относительно политической ситуации в Украине и не будет занимать ее, а также не будет вмешиваться во внутренние правительственные дела», — говорится в сообщении Европейской футбольной ассоциации. И если мнение чиновников от спорта понятно, то политики отдельных европейских стран вправе выбирать свою точку зрения. Пока что число тех, кто собирается бойкотировать матчи в Украине, почти равно числу тех, кто свою позицию не обозначил. За предстоящий месяц число вторых может возрасти, так как ситуация в Украине явно не улучшится, а истории типа днепропетровских взрывов только добавляют европейцам аргументов против Украины.Фанатов не интересует судьба Тимошенко, зато их волнуют цены в наших отелях и методы нашей милиции.
В конце концов, бойкотировать Украину и не бойкотировать Россию, где с правами человека, скажем так, тоже не все гладко — это ли не проявление все тех же двойных стандартов со стороны Европы. Кто там нефть и газ в ЕС поставляет? Где огромный рынок сбыла для европейских товаров? Вот то-то и оно. «Роскошь» политических расправ над оппонентами без оглядки на всяких там европейцев могут себе позволить либо страны вроде России, либо закрытые режимы, как в Беларуси.
Следует также понимать, что позиция европейских политиков — как отдельных стран, так и правительства ЕС в Брюсселе — все-таки не может служить указанием для фанатов футбола. Последних не интересует судьба Тимошенко, зато их волнуют цены в наших отелях, методы нашей милиции и вопросы личной безопасности. И вот в этом мы проявимся во всей красе — да так, что нормальный европеец придет от наших жадности и глупости в ужас. Именно это поведение станет для болельщиков и жителей ЕС в целом аргументом против Украины. Не политика Януковича, в конечном счете, отвратит жителей Европы от посещения Украины, а мы сами. От того, что мы плюем мимо урн и не имеем нормальной сети общественных туалетов, матчи все равно бы не отменили. Разруха — в головах, и если мы будем надеяться на то, что Европа перевоспитает нас санкциями и бойкотами, продолжая вести так, как сейчас, мы и будет восприниматься в глазах самих европейцев полуварварами.
Читайте также: Банки готовятся к всплеску карточного мошенничества во время Евро-2012.