Иран пока игнорирует решение Евросоюза и заявляет, что оно является делом каждой отдельной страны, а не мирового сообщества, намекая на санкции ООН (их уже 4), которые имели глобальный масштаб. Идя на принцип в преддверии введения ЕС эмбарго, Тегеран прекратил продажу нефти Франции и Великобритании. Европа потребляет лишь 20% иранского экспорта, как и Китай, который входит в число основных покупателей иранского «черного золота», которыми являются Япония, Индия и Южная Корея.Читайте также: 2012 год будет сложным. Украина к этому готова?
Чтобы еще сильней надавить на Тегеран Вашингтон и Брюссель не раз предпринимали попытки перетянуть Пекин на свою сторону баррикад и им это удалось. Так, Китай в марте этого года сократил поставки нефти из Ирана на 54% (по сравнению с прошлым годом) и на 6% по сравнению с февралем — до 1,08 млн тонн. Последовали его примеру Япония, Южная Корея, сократив закупки на 22%. Все это говорит об обострении ситуации вокруг Тегерана.
Несмотря на то, что стороны конфликта не исключают дальнейших переговоров, упорно муссируется тема военного конфликта. Конечно, исключать политическую подоплеку таких разговоров нельзя, но и снимать со счетов тот факт, что мощные запасы нефти на Ближнем Востоке наделили данный регион особой политической и экономической значимостью, что может спровоцировать далеко не мирное разрешение ситуации, тоже не стоит.
Америка тоже настроена жестко. В своём ежегодном послании «О положении страны» Президент США Ба рак Обама заявил:
«Здесь не стоит сомневаться: Америка полна решительности предотвратить разработку и получение Ираном ядерного оружия. Я не буду отказываться ни от одного способа сделать это». А способ предложил Израиль, у которого исторически сложились непростые отношения с Тегераном, — воздушная и морская блокада, и если это не поможет, то произвести атаку ядерных объектов.
Есть прогнозы экспертов на ближайшую перспективу. В частности, если Запад не решится на военную операцию против Ирана, то цены на нефть упадут на 10-15%, обвал будет и на рынке металла. Война же может поднять на 20-25% стоимость «черного золота», подорожают драгметаллы, зерно, сырьев целом (по мнению большинства международных аналитиков, среднегодовая цена нефти марки Brent составит 117,30 долларов, что на 2,60 долларов выше мартовского прогноза. Однако есть и такие, которые считают, что цена в этом году превысит 120 долларов за баррель).
Итак, что ждет Украину в виду ближневосточной конфронтации, особенно с учетом того, что цена российского газа привязана в стоимости нефти?
Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU:
"В текущей цене на нефть уже заложена премия за «иранский фактор». Еще до вступления в силу решения ЕС рынок начал реагировать на прогнозы и переоценивать «черное золото». Что касается эмбарго, то Иран ранее заявлял, что в одностороннем порядке снизит поставки нефти в страны ЕС и перенаправит их в другие страны.
Другими ловами, после введения эмбарго ЕС существенно ничего не изменится. Может появиться дополнительный негатив, если напряженность «иранского фактора» будет нарастать. Пока это не наблюдается и стороны — Иран и группа переговорщиков, представляющих США, ЕС, Китай, РФ — находятся в стадии диалога. Ожидается 2-й этап обсуждения вопроса, который привнесет новые детали в развитие ситуации.
Для Украины эффект от введения эмбарго будет нулевым, или крайне незначительным — цена газа либо вообще не изменится, либо изменится не существенно".
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
«Для Украины не выгодны любые эмбарго против Ирана. Во-первых, Тегеран — активный покупатель украинских металла и продуктов питания. Во-вторых, эмбарго однозначно приведет к глобальному росту цен на нефть, а параллельно будет дорожать газ. Уже сейчас цена российского газа переводит отечественное производство в разряд убыточное, а производство металла — низко рентабельное. Для Украины затягивание конфликта вокруг Ирана — риск сокращения экспорта, а также нового витка подорожания российского газа. Как результат — уже в конце текущего года Украина может очутиться в тяжелом экономическом положении, когда покупка газа на зимний период станет неподъемной задачей для экономики страны».
До следующего раунда переговоров по иранской проблематике времени осталось не много. Хочется верить, что сторонам удастся найти компромисс. Иначе мир столкнется с такой проблемой, по сравнению с которой финансовый криз ис покажется легким насморком. А украинской власти хочется напомнить, что газовый вопрос откладывать дальше некуда. То есть, выбор между «уступить» и «добиться» все равно придется сделать, несмотря на желание «дружить».