Самое страшное для египетской экономики — утрата золотовалютных резервов.

Реформы 2004 года, которые сняли ограничения на доступ к иностранной валюте и снизили импортные пошлины, постепенно улучшили деловой и инвестиционный климат. В сочетании с благоприятными международными условиями ежегодный рост ВВП Египта вырос до 7,2% в 2008 году с 4,1% в 2004 году и оставался на уровне 5% в 2009-2010 годах, несмотря на глобальную рецессию. Новые меры также способствовали привлечению большого притока капитала и прямых иностранных инвестиций, поддерживая значительный рост валютных резервов с 14,8 млрд долларов в 2004 году до более 36 млрд долларов США к концу 2010 года.

В 2011 году ситуация ухудшилась практически по всем фронтам. Годовой рост снизился до 0,5%, а инфляция по-прежнему выражалась двухзначными цифрами. В четвертом квартале уровень безработицы достиг 12,4%, по сравнению с 8,9% за тот же период в 2010 году. Баланс текущего счета резко ухудшился в связи с потерей более 4 млрд долларов от туризма, а также в связи с резким падением объемов денежных переводов от египетских рабочих-мигрантов. Дефицит бюджета увеличился до 10% ВВП, в результате чего государственный долг (в том числе внешний долг), который постоянно снижался, вырос до 76% ВВП.

Но самое страшное — потеря резервов в иностранной валюте. Международный валютный фонд считает, что валютные резервы Египта сократились вдвое до 18 млрд долларов США в декабре 2011 года отчасти по причине ухудшения баланса текущего счета, но, что более важно, также вследствие ухода из Египта иностранных и отечественных инвесторов.

В условиях большого и растущего внешнего дисбаланса Центральный банк Египта (ЦБЕ) решил защищать египетский фунт во время политического и экономического кризиса в прошлом году. ЦБЕ позволил обменному курсу, который формально определяется как «управляемое плавание», упасть только на 3%. Поддержанию относительной стабильности валюты была придавалась большая важность, чем предотвращению потери валютных резервов.

Сегодня Египет уязвим не только перед нестабильной внутренней политикой; в связи с истощением его международных резервов — примерно 2 млрд долларов США в месяц с октября прошлого года — над страной нависла угроза валютного кризиса. Однако этот вызов многие недооценивают, поскольку в экономику пришло 3,5 млрд долларов с ноября прошлого года от размещения казначейских векселей.

Кроме того, египетские военные дали кредит правительству в 1 млрд долларов, и еще 1 млрдю долларов был получен в виде грантов из Саудовской Аравии и Катара, в результате чего потери резервов с декабря 2010 года приблизились к 22 млрд долларов. Другой источник международных резервов — туризм ‑ принес только 8 млрд долларов, резко сократившись с 12 млрд долларов в 2010 году. Египет продолжает импортировать почти вдвое больше, чем экспортирует, в результате чего дефицит торгового баланса к концу 2011 года составил более 10 млрд долларов.

Власти Египта рискуют не получить международную финансовую помощь из-за экономического популизма.

В результате, Египет продолжает нуждаться в финансовой помощи: страна сейчас должна занять около 14-15 млрд долларов, чтобы закрыть дефицит финансирования, оцениваемый в 24 млрд долларов. Многое зависит от того, будет ли получена эта помощь, и когда это произойдет. Это зависит от реализации программы МВФ по выделению кредита в 3,2 млрд долларов. Если это произойдет, то программа МВФ может содействовать дальнейшим пакетам помощи со стороны Всемирного банка и других международных доноров.

Если помощь придет, Египет сможет приступить к решению некоторых своих финансовых проблем, но он по-прежнему нуждается в долгосрочной стратегии для стимулирования устойчивого экономического роста. Экономика Египта сталкивается с продолжающимися рисками вследствие оттока капитала, роста инфляции, безработицы и популистской политики. Даже при наличии внешнего финансирования египетские лидеры должны искать пути для вовлечения частного сектора в возрождение экономики страны.

К сожалению, последний политический инцидент, связанный с деятельностью американских НПО, содействующих демократии, охладил двусторонние отношения и угрожает потерей 1,3 млрд долларов в виде военной помощи, которую Египет ежегодно получает от Соединенных Штатов. Это также может повлиять и на решения других доноров, а также на международные финансовые институты, особенно МВФ и Всемирный банк.

Переход Египта от популистской экономической политики к антиамериканскому популизму показывает, как политическая нестабильность может отразиться на экономическом развитии. Предстоящие президентские выборы в мае и формирование демократически избранного правительства, будем надеяться, успокоит политические волнения и приведет к экономической стабилизации и возрождению. В противном случае, политические выгоды египтян, завоеванные с таким трудом, могут быть утрачены.