На этой неделе отечественный валютный рынок вышел из двухмесячного анабиоза. Так, во вторник цена американской валюты на межбанке выросла на 0,2% – до 7,938 грн./$ (цена покупки), однако уже на следующий день стоимость доллара опустилась на 0,1% и стабилизировалась на уровне 7,925-7,935 грн./$.
А в четверг Нацбанк вышел не только с традиционным предложением на покупку доллара но и с продажей, по курсу 7,9256 грн./$ . Такой шаг регулятора оказал поддержку курсу гривни.
Наличный курс на легкое межбанковское волнение отреагировал удорожанием доллара на 1 коп., до 7,93 (покупка) и 7,96 (продажа) грн./$. Несмотря на мизерный объем колебаний, эти события сумели вызвать беспокойство среди населения и слухи о возможной девальвации гривни. Впрочем, никто из профессиональных участников валютного рынка не спешит говорить о смене тренда и появлении девальвационного давления на гривню, а незначительные колебания курсов на текущей неделе они объясняют стечением обстоятельств. «В понедельник, 31 мая, в США был выходной, поэтому сделки на межбанке можно было заключать только с поставкой на следующий день. А из-за того, что на первые числа месяца приходится значительная часть платежей по валютным кредитам, то спрос на доллары первого июня оказался завышенным. Однако уже в среду ситуация стабилизировалась, и сейчас спрос и предложение уравновешены», – говорит начальник управления дилинга банка «Хрещатик» Валерий Доага. То, что гривня сейчас не испытывает девальвационного давления подтверждает и начальник управления финансовых рынков ИНГ Банк (Украина) Андрей Потапов: «Один день не показательный – сейчас курс стабилен и я не вижу предпосылок для удешевления гривни».
Доллары кончились
Вместе с тем, по мнению ряда аналитиков, на отечественном валютном рынке сейчас зарождается новая тенденция. Если в течение марта-апреля НБУ ежедневно выкупал от $20 до 120 млн. избыточного предложения валюты на межбанке (всего за три месяца он скупил более $3,4 млрд.), то уже в июне ситуация может диаметрально поменяться. «Вполне возможно, что Нацбанку в июне придется даже изменить направление интервенций (продажа доллара вместо его покупки. – «ДЕЛО»)», – говорит экономист компании Astrum Investment Management Алексей Блинов. Основные причины – стремительное сокращение притока валюты в Украину и уход инвесторов с финансовых рынков развивающихся стран.
«В мае украинский валютный рынок никак не отреагировал на проблемы еврозоны – предложение валюты стабильно превышало спрос на нее (НБУ выкупил более $1 млрд. – «ДЕЛО»). Однако в июне-июле мы будем наблюдать тенденцию к уменьшению валютных поступлений в нашу страну», – говорит главный экономист компании Dragon Capital Елена Белан. По ее расчетам, основной приток валюты в мае обеспечили поступления от экспорта, а также привлечение долгового капитала украинским бизнесом. «Помимо $500 млн. привлеченных «Метинвестом» ряд украинских компаний получили соизмеримую в общем сумму средств в рамках кредитных договоренностей, которые были заключены еще в марте-апреле», – говорит Белан. Однако с июня этот канал поступления валюты почти полностью будет перекрыт, так как из-за долгового кризиса в Европе инвесторы провели переоценку риска (украинские CDS выросли в мае на 11% – до 609 пунктов) и в настоящее время стараются держаться подальше от инвестиций в развивающиеся страны.
Но, пожалуй, наиболее весомым фактором, вызывающим уменьшение валютных поступлений в Украину, является ситуация с мировыми ценами на металл, которые в течение мая снизились на 7-22% (в зависимости от типа заготовки). Если учитывать, что доля металлопродукции в украинском экспорте составляет 37% (за март 2010 года), то сокращение валютной выручки в июне будет очень чувствительным.
Все идут на запад
Кроме сокращения поступлений валюты в Украину, можно ожидать и сохранение тенденции к уходу иностранных инвестиций из нашей страны. «Поток дешевых денег, который поступал на валютные, сырьевые и фондовые рынки, развернулся. Похоже, что эра бесплатных денег подходит к концу, поэтому не удивительно, что иностранные инвесторы спешно распродавали активы по всему миру, в том числе в Украине», – говорит руководитель отдела торговли ценными бумагами компании «Тройка Диалог Украина» Владимир Грищенко.
Так, по данным НБУ, в мае инвестиции нерезидентов в ОВГЗ сократились на 650 млн. грн. «Сейчас деньги уходят из Украины как из-за плохой ситуации на внешних рынках, так и из-за украинских внутренних проблем – «пробуксовки» переговоров с МВФ. Западные инвесторы боятся, что если фонд не даст денег, то гривню ждет девальвация, поэтому сейчас они выходят из гривневых активов», – объясняет председатель совета директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украина» Валерия Гонтарева.
В течение мая западное инвестиционное сообщество заметно ухудшило оценку перспектив гривни: стоимость годичного NDF выросла за прошлый месяц с 8,25 грн./$ до 8,68 грн./$. Такая цена хеджирования делает непривлекательными инвестиции в ОВГЗ при их текущей доходности (12-15%).
Впрочем, все эксперты уверены, что летний дефицит валюты не приведет к девальвации гривни. «У НБУ достаточный размер резервов, для того чтобы удовлетворять спрос на валюту. Поэтому мы полагаем, что как минимум до конца лета Нацбанк не допустит колебаний курса», – говорит Елена Белан. А Алексей Блинов считает, что НБУ сумеет удержать цену у отметки 8 грн./$ до конца 2010 года.