Люди с автоматами, в бронежилетах, быстро покидающие магазин с сумками денег. Нет, это не хорошо вооруженные грабители, это инкассаторы. Ежедневно они перевозят миллионы наличных гривен, долларов, евро, слитки и «слиточки» золота, серебра, драгоценные камни. Бизнес опасный и, как выяснило «ДЕЛО», не всегда прибыльный.
Всего на рынке инкассаторских услуг активно работают семь банков: Ощадбанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, УкрСиббанк, Проминвестбанк и Экспресс-Банк. Кроме того, такие услуги предо-ставляет Государственная служба охраны при МВД (ГСО). Сотрудники ГСО помогают в инкассации и банкам. «Около 25% банков пользуются нашими услугами инкассации наличности. Остальным банкам, за исключением НБУ и Ощадбанка, предоставляются услуги сопровождения уполномоченных лиц вооруженными нарядами ГСО», — сообщили в Госслужбе охраны. Сейчас у них на выезде работает около 400 инкассаторских автомобилей по всей Украине.
У некоторых финучреждений автопарки шире. Так, у ПриватБанка в наличии 600 специализированных инкассаторских автомобилей. За день они собирают выручку с 8 тыс. точек. Под инкассацию попадают 3 тыс. отделений банков, около 3,7 тыс. торгово-сервисных предприятий и 1,3 тыс. банкоматов. У Райффайзен Банка Аваль автомобилей в два раза меньше — всего 300, они объезжают 260 маршрутов и обслуживают 1,6 тыс. клиентов. У Экспресс-Банка около 150 авто. Банк «Финансы и Кредит» свои отделения, а также около 300 точек продаж обслуживает 30 инкассаторскими автомобилями. «Самые главные клиенты банка по инкассации — авиакомпании «Международные авиалинии Украины», «АэроСвит», ритейлер «Ашан» и компания «Карло Пазолини», — отмечает директор операционного департамента банка «Финансы и Кредит» Галина Калашникова.
Банкам не хватает оружия
Банкиры считают, что главная проблема в инкассаторском бизнесе та же, что и с охраной отделений — монопольное положение ГСО. Дело в том, что по требованиям НБУ, каждый инкассаторский автомобиль, в котором перевозится более 500 минимальных зарплат (434,5 тыс. грн.), должен иметь вооруженную охрану, а ее может предоставить только ГСО. Но стоимость ее услуг, по мнению банкиров, слишком высока. «Банки вынуждены нанимать вооруженную охрану ГСО и платить им по заоблачным тарифам, к тому же их услуги с каждым годом дорожают», — возмущается начальник отдела инкассации крупного банка.
На сайте Госслужбы охраны в прейскуранте отмечено, что стоимость услуг инкассации денежных средств составляет от 0,01 до 0,5% от перевозимой суммы. А помощь одного вооруженного сотрудника ГСО для банка обойдется от 36 грн. за час работы. Причем в одном инкассаторском автомобиле таких охранников должно быть не менее двух. В итоге, по словам банкиров, около 25% стоимости услуги инкассации финучреждения уходит на оплату работы ГСО.
У банков тарифы на инкассацию довольно сильно разнятся, да и сопоставить их можно не всегда. Так, стоимость одного подъезда службы инкассации ПриватБанка к объекту в регионах составляет от 22 до 33 грн., в Киеве — в два раза дороже. Если же выручка клиента уходит не на счет ПриватБанка, стоимость услуг повышается еще на 15%.
Многое зависит от перевозимых сумм. К примеру, в банке «Хрещатик» тариф за перевозку до 100 тыс. грн. со-ставляет 0,4% от суммы, более 100 тыс. грн. — в два раза дешевле. Проминвестбанк инкассирует средства по тарифам от 0,1 до 1% от суммы.
До десяти заездов в месяц инкассаторской бригады Укргазбанка за выручкой предприятия стоит 1 тыс. грн., до 20 заездов — 2 тыс. грн. Цена инкассации в «горячее» время (с 17.45 до 19.00) будет выше, ночная инкассация — еще дороже. Однако бывает, что банк инкассирует выручку хороших клиентов и вовсе бесплатно. В банке «Финансы и Кредит» предоставляют лояльные тарифы клиентам, которых инкассируют больше 10 лет.
Неприбыльный рынок
Банки, чьи инкассаторские службы обслуживают исключительно «родные» филиалы и отделения, отмечают, что работают в убыток. «Для многих банков инкассация — это убыточный вид деятельности, если не осуществлять ее «на стороне», — утверждает замдиректора департамента инкассации банка «Форум» Юрий Васильев. Но, по его словам, нанимать инкассаторов крупным банкам у коллег или ГСО еще невыгоднее.
Получают прибыль от этого бизнеса только Госслужба охраны и «бравая семерка» банков — лидеров по инкассации. «Для того чтобы услуга инкассации была прибыльной, финучреждению необходимо иметь довольно развитую службу инкассации, с многочисленным автопарком, которая смогла бы минимизировать затраты на ее содержание или даже их перекрывать», — объясняет начальник отдела перевозки валютных ценностей и инкассации средств Индустриалбанка Николай Алексеев.
В Экспресс-Банке признали, что инкассаторский бизнес прибыль им приносит, но не такую большую, чтобы стоило развивать это направление. В «Авале» на перспективы бизнеса по перевозке наличных и ценностей смотрят более оптимистично. «Динамика увеличения основных показателей деятельности подразделений инкассации банка в последние годы позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение клиентской базы и объемов перевозки наличности клиентов», — сообщили в пресс-службе Райффайзен Банка Аваль.
Сколько конкретно зарабатывают на инкассаторском бизнесе, финансисты не говорят. Да и говорить особо не о чем — банкиры признаются, что прибыльность бизнеса в период кризиса не радовала. Более того, многие предприниматели так и не привыкли пользоваться услугами инкассаторов и перевозят наличные самостоятельно. «Культура пользования инкассацией не развита. По сей день клиенты предпочитают доставлять выручку в банк собственными силами», — сетует зампредправления Укргазбанка Станислав Шлапак.
Все авто — одеть в броню
Не радуют участников рынка и действия регулятора. Летом прошлого года НБУ принял постановление, которым обязал банки до 2015 года осуществлять инкассацию на бронированных авто. По данным банкиров, стоимость одного бронированного автомобиля составляет 40-50 тыс. евро. Выделять деньги на не слишком прибыльный или убыточный бизнес финучреждения вряд ли будут, поэтому большинство опрошенных «ДЕЛОМ» экспертов считают, что рынок инкассации будет постепенно сокращаться, а стоимость таких услуг — расти. По словам Станислава Шлапака, выходом из ситуации могло бы стать создание единой службы инкассации на базе ГСО с участием НБУ и коммерческих банков.