«Спрос на иностранную валюту в феврале сократился, что способствует укреплению гривни», — сообщил Национальный банк Украины (НБУ) на своем официальном веб-сайте. «С начала февраля наблюдается постепенное снижение чистого спроса как на наличную, так и безналичную инвалюту. Это положительно отразилось на курсовой динамике гривни, которая укрепилась на межбанковском рынке», — говорится в сообщении Нацбанка. При этом регулятор отмечает, что в феврале на межбанке курс укрепился на 0,5% — до 7,9797 грн./$, а на наличном сегменте – на 1,07% до 8,0151 грн./$.

Как заявил руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий, в IV квартале 2010 года Нацбанк намерен придерживаться «курсового эквилибриума» на уровне 8,0 грн./$, допуская при этом колебания в обе стороны на 1-2 копейки. При выходе же курса за эти рамки, в Нацбанке обещают «оперативное вмешательство» — интервенции как по продаже иностранной валюты, так и по ее покупке. В частности, такую картину мы наблюдаем уже на протяжении всей прошедшей недели, когда регулятор впервые за полтора месяца, с 5 января, вышел на рынок с заявкой на покупку американского доллара по курсу 7,98 грн., в результате которой купил у банков почти $39 млн., вернув, таким образом, свои золотовалютные резервы назад к уровню $24 млрд.

«Вокруг да около» 8 грн.

Среди участников рынка такие действия НБУ не вызывают удивления: эксперты отмечают, что без вмешательства регулятора курс гривни мог бы значительно укрепиться, а так стоимость доллара остается на таком уровне, какой выгоден экспортерам и вполне устраивает импортеров. «В этом плане я понимаю Нацбанк, почему они не хотят сильно укреплять нацвалюту — это снова откроет дорогу для импорта, что немного подкашивает темпы восстановления экспортеров», — говорит руководитель информационно-аналитического центра «Forex Club» Николай Ивченко. «Есть определенный баланс, и этот курс в 8 грн. плюс-минус несколько копеек всех пока устраивает. Я думаю, что, наверное, в течении нескольких месяцев валютный курс будет „ходить“ именно в этом диапазоне», — добавляет аналитик.

При этом большинство прогнозов банкиров, аналитиков и экспертов рынка являются скорее оптимистическими, чем пессимистическими.

«Каких-то существенных рисков в 2010 году для курса гривни я не вижу. Конечно, могут быть какие-то ситуативные спекулятивные всплески, а так в основном — вряд ли», — считает председатель правления «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин. «В ближайшее время мы увидим стабилизацию курса доллара США к гривне на достигнутых уровнях. С началом нового месяца возможна коррекция в сторону увеличения курса до уровня 8,00-8,05 грн./$. Более серьезных колебаний на рынке не предвидится», — прогнозирует директор департамента казначейских операций «Брокбизнебанка» Игорь Давиденко.

«На сегодняшний день налицо все признаки того, что НБУ вернулся к излюбленной политике де-факто фиксированного валютного курса. При этом в 2010 году фундаментальные факторы уже будут благоприятствовать проведению такой политики. Таким образом, на сегодняшний день наиболее вероятным сценарием развития событий представляется удержание Нацбанком курса на уровне 8,0 грн. до конца года», — также уверен экономист «Astrum Investment Management» Алексей Блинов.

«С конца декабря 2009 года мы уже долгое время имеем сложившийся стабильный курс 7,98 грн./$. Всплеск, который был в январе и феврале, в основном объясняется политическими причинами: предвыборной нестабильностью, политическим недоверием, где-то увеличились сделки на наличном рынке, в результате чего мы вышли даже на 8,16 грн. Однако мы считаем, что средний курс продажи наличного доллара вероятнее всего в марте снизится ниже 8 грн., примерно до 7,98 грн. А на межбанке курс, соответственно, будет еще ниже — пожалуй, в районе 7,94-5 грн.», — прогнозирует Н.Ивченко.

«На наш взгляд, какие-то большие потрясения на валютном рынке в ближайшее время маловероятны. Судя по всему, острая фаза кризиса уже закончилась, и при условии стабилизации политической ситуации (а также отсутствия второй волны кризиса в глобальной экономике), динамика обменного курса также будет достаточно прогнозируемой. Мы ожидаем, что в марте курс останется примерно на нынешнем уровне – 7,95-8,00 грн./$, а во втором-третьем кварталах можно ожидать некоторой ревальвации за счет действия сезонных факторов (снижение объемов импорта энергоресурсов, рост экспорта сельскохозяйственной продукции)», — прогнозирует начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.

Вместе с тем, некоторые аналитики допускают и незначительное обесценение национальной валюты к концу года. Тем не мене, в прогнозах относительно среднесрочной перспективы они также уверены в непоколебимости курса в 8 грн.

«В перспективе месяца-двух мы прогнозируем стабильный курс гривни на межбанке. НБУ скупает доллар на межбанке по 7,98 грн., то есть ожидать укрепления гривни выше этого уровня не стоит, к тому же платежный баланс пока слаб, и существует риск умеренной девальвации гривни», — считает и директор аналитического департамента инвестиционной группы (ИГ) «Сократ» Сергей Невмержицкий. При этом эксперт отмечает, что в перспективе года вероятна девальвация национальной валюты в пределах 10%, до 9 грн./$.

Схожего мнения придерживаются и в украинском «Erste Bank»: «Нацбанк обещает удержать стабильную гривню в 2010 году. По нашим прогнозам значительного падения гривни не ожидается, однако существует вероятность незначительной девальвации ближе к третьему кварталу 2010 года. При этом стабильность национальной валюты, учитывая ощутимое сокращение валютных резервов, в первую очередь будет зависеть от настроений населения», — говорит аналитик банка Марьян Заблоцкий.

Валютные риски

В тоже время все эксперты отмечают, что на данный момент не определены основные макроэкономические показатели, позволяющие спрогнозировать курс гривни по отношению к доллару США. Среди основных рисков для курсовой стабильности в 2010 году аналитики называют неконтролируемую эмиссию, усиление спекулятивной составляющей, ухудшение торгового баланса, и безусловно, политическую нестабильность. Наряду с внутренними рисками, могут проявиться и внешние факторы.

Что касается политической составляющей жизни страны, то она является наименее прогнозируемой, хотя ее негативное влияние в последний год-два невозможно переоценить.

«Можно утверждать, что уже более года политическая составляющая играет большую роль в формировании курса валют на межбанке и, как следствие – на рынке наличной валюты. Однако на протяжении последних четырех месяцев валютный рынок просто привык к политической нестабильности: уже никто не реагирует на заявления и действия политиков, которые на нем уже практически никак не отображаются. Во-вторых, НБУ активно выполняет свою функцию по обеспечению стабильности национальной денежной единицы. Для этого, прежде всего, используются традиционные способы – компенсация избытка предложения или спроса валюты», — добавляет В.Олейник. «В долгосрочной перспективе политические неурядицы могут повлиять на рынок через отсутствие реформ и экономического развития, что подрывает надежность гривни в целом», — акцентирует внимание С.Невмержицкий.

От политической ситуации напрямую зависит экономика Украины: «Можно надеяться, что мирное и своевременное окончание избирательного процесса будет способствовать политической стабилизации, что, соответственно, позволит снизить и экономическую неопределенность, — говорит Д.Сологуб. — В этом году мы видим два основных риска для курса гривни. Первый, наиболее насущный, это фискальная ситуация – новому правительству и Президенту необходимо срочно принять меры по стабилизации государственных финансов, чтобы не допустить проблем с выполнением бюджетных обязательств (которые могут подстегнуть девальвационные ожидания)».

«Не принят Государственный бюджет на 2010 год, неопределенной остается ситуация с платежеспособностью НАК „Нефтегаз Украины“ и следующими траншами кредита МВФ, не решены кадровые вопросы», — сетует заместитель председателя правления «Диамантбанка» Валерий Олейник. Его поддерживает А.Блинов из «Astrum Investment Management»: «Многое зависит от бюджета-2010: какой дефицит будет в него заложен и какие методы будут избраны для его финансирования, а также какой будет структура бюджетных расходов». Как отмечает Н.Ивченко, после принятия бюджета «все равно начнут включаться какие-то экономические механизмы, которые будут направлять стоимость валюты».

«В 2010 году мы ожидаем сокращение дефицита платежного баланса, возможно до уровня около $3 млрд., по сравнению с дефицитом в $13,7 млрд. в 2009 году», — говорит М.Заблоцкий.

«Если Украине удастся получить очередной транш от МВФ (что, очень вероятно, про-изойдет весной), то в 2010 году дефицит финансового счета платежного баланса составит лишь $0,5 млрд., а дефицит текущего счета также ожидается на уровне $0,5 млрд. Совокупная „прореха“ во внешнем балансе страны таким образом составит лишь $1 млрд. (тогда как в 2009 году она составила $6,7 млрд.), что является вполне подъемным для страны и не потребует корректировки курса», — в свою очередь прогнозирует А.Блинов.

Еще один риск — это ситуация на мировых рынках: «Если вдруг динамика мировой экономики вновь резко ухудшится, Украина опять рискует угодить в глубокую рецессию, так как внутренние источники роста все еще достаточно слабы, а органы госвласти вряд ли будут способны на незамедлительные жесткие антикризисные меры. К счастью, пока риск второго витка глобального экономического кризиса выглядит достаточно незначительным, хотя многое будет зависеть от того насколько эффективно и своевременно будут свернуты широкомасштабные госпрограммы в основных мировых экономиках», — отмечает Д.Сологуб.

Кто всему Голова

Валютная политика, проводимая Национальным банком, конечно, зависит от многих факторов, и не последним звеном здесь является персональная позиция руководителя регулятора, который, собственно, за нее и отвечает. Конечно, не стоит переоценивать возможность влияния главы Нацбанка на валютный рынок, но тем не менее, все эксперты сходятся во мнении: в случае смены персоны главного банкира страны, курсовая политика регулятора может претерпеть некоторые изменения.

«Безусловно, личность председателя НБУ, его профессионализм, а также эффективность действий ощутимо влияют на состояние валютного рынка», — говорит зампредправления «Диамантбанка» В.Олейник, с которым соглашается и С.Невмержицкий. «Ожидаемые перестановки в руководстве НБУ могут привести к демонстративным движениям курса», — считает А.Блинов из «Astrum».

Однако эксперты уверенны, что кардинально меняться курсовая политика не будет, поскольку это не выгодно самим же «регионалам». «Скорее всего, смена человека на посту главы Нацбанка не приведет именно к изменению политики. Разговоры о том, что „если придет Янукович, то будет обесценение национальной валюты“ — это все ерунда. Конечно, определенные лоббисты за ним стоят, но и они понимают — что девальвация гривни сразу же приведет к огромному количеству проблем в разных секторах экономики и очередному социальному взрыву. Как результат — это может вылиться в снижение их рейтингов, а поскольку они хотят прийти к власти, наверное, надолго, то будут думать головой. Пока что на данный момент этот курс всех устраивает», — говорит Н.Ивченко.

Подтверждение этому, в определенной степени, дала теперь уже первый заместитель главы Администрации нового Президента Ирина Акимова. Во время эфира на одном из телеканалов на вопрос «Какого курса стоит ожидать Украине при правлении „бело-голубых“, министр экономики в „теневом правительстве“ Януковича попыталась уйти от ответа: „Вопрос не ко мне — вопрос к главе Нацбанка...“. Но „регионалка“ все таки не удержалась и продолжила: „Могу сказать, что курс должен соответствовать проводимой (Нацбанком, — ред.) монетарной политике, также правительство должно предпринимать все зависящие от него действия… Хотелось бы, конечно, удержать гривню от дальнейшей девальвации, чтоб курс не превысил бы, например, уровень в 8,3 грн./$“, — сказала И.Акимова, быстро добавив: „Но это не прогноз, просто пожелание“.

Пальцем в небо

Тем не менее, какие бы сценарии дальнейшего поведения валютного рынка не высказывались бы, предугадать точный курс не берется никто. Аналитики подчеркивают: все прогнозы — только лишь предположения, и угадать курс — это все равно, что ткнуть пальцем в небо.

»В Украине достаточно сложно предсказать поведение обменного курса в любую сторону, особенно в краткосрочной перспективе, — говорит Д.Сологуб из «Райффайзен Банка Аваль».

Причиной этого является то, что, помимо фундаментальных экономических факторов (таких как динамика торгового баланса, потоки капитала), значительное влияние на обменный курс оказывают курсовые ожидания населения вследствие высокой степени долларизации экономики. В частности, спрос и предложение населения на наличную иностранную валюту имеют своего рода мультипликационный эффект на динамику обменного курса: например, когда гривня девальвирует по отношению к доллару вследствие, скажем, ухудшения торгового баланса, население начинает скупать валюту, ожидая дальнейшей девальвации. Похожий эффект иногда наблюдается и в обратную сторону – когда гривня укрепляется, то те, кто ранее купил доллары по завышенному курсу, стараются их быстрее продать.

Иногда движение спроса и предложения на наличную иностранную валюту вообще не имеет под собой никакой экономической основы, а лишь базируется на слухах и панических настроениях. Яркий пример этого — ситуация в июле-августе прошлого года, когда под воздействием ширящихся слухов о неминуемой девальвации гривны осенью, население бросилось скупать валюту".

«Учитывая все выше изложенное, можно точно сказать — любые прогнозы (как об укреплении гривни до 6–6,5 грн./$, так и о существенной ее девальвации – до 10–12 грн./$) являются не более чем попыткой угадать курс», — резюмирует Валерий Олейник из «Диамантбанка».

Ольга ШУЛЬГА