О разрушении инфраструктуры

Всего инфраструктурные разрушения получили 15 областей. Очевидно, что приближенные к линии фронта регионы пострадали больше всего. Поэтому для того, чтобы в полной мере оценить ущерб, причиненный россиянами, например, в Луганской или Херсонской области, нужно освбодить оккупированные регионы.

По последним данным, более 25 тысяч километров дорог повреждены, из которых 8,8 тысячи километров — государственных. Также разрушены 326 мостов и путепроводов, 140 — на автодорогах государственного значения.

Проблема причиненных войной разрушений состоит в том, что большинство объектов придется строить с «нуля». Большие мосты, например, через Десну вокруг Чернигова, потребуют значительного финансового ресурса и времени. По последним оценкам, на восстановление всей уничтоженной инфраструктуры Украины уйдет 4 года.

По ориентировочным оценкам, государственной сети дорог уже нанесен ущерб на 973 млрд гривен. Конечно, это лишь приблизительная сумма, которая касается только того, что удалось подсчитать специалистам на территории подконтрольной Украине.

Статистика практически каждый день меняется. Сразу после деоккупации украинских земель специалисты службы автомобильных дорог в областях начинают обследование, соответственно цифра увеличивается.

О ремонтах и восстановлениях

Дорожники начинают работать только после того, как получают «зеленый свет» от саперов. Вместе с военными Укравтодор определяет то, какие пути, прежде всего, необходимо сделать проездными, а где работать еще рано.

Если маршрут важен для ВСУ, работаем там в первую очередь. Далее — восстанавливаем транспортную связь с населенными пунктами, чтобы обеспечить доезд «скорых», спасателей, а также подвоз гуманитарной помощи, в которой нуждаются люди.

Обеспечение движения в местах, где враг разрушил мосты — отдельная сверхреальная миссия. Осуществить капитальный ремонт таких сооружений можно только на нескольких крупнейших дорогах Украины. Финансовый ресурс ограничен, также далеко не всюду выполнять работы позволяет ситуация с безопасностью.

В настоящее время сосредоточились на ключевых транспортных артериях страны. Отстраиваем мост в Стоянке на трассе М-06 Киев — Чоп и еще один — через реку Трубеж на автодороге М-03 Киев — Харьков — Довжанский.

С момента деоккупации части Харьковской области (май-октябрь) удалось расчистить более 600 км государственных дорог и улиц Изюма, Балаклеи, Купянска. В области обустроены 8 временных переправ, еще 5 — в работе.

На Донетчине работаем на Святогорском направлении, более 30 километров государственных дорог очистили, также возвели одну временную переправу.

Продолжаем очищать от последствий боевых действий дороги государственного значения и улицы освобожденных городов. Работы проделали на 1440 километрах. В целом в Киевской, Черниговской, Сумской, Житомирской, Харьковской, Николаевской, Донецкой областях уже удалось обеспечить проезд через 61 временную переправу.

Где-то это понтонная переправа, где-то — временный мост. Часто единственный безопасный способ — построить рядом с разрушенным мостом объезд. Это мы делаем для возобновления транспортного сообщения между населенными пунктами.

О зиме

Этот зимний период будет самым сложным за все времена Независимости, но мы начали готовиться к нему заранее. На днях провели командно-штабные учения всех ведомств, ответственных за постоянное функционирование дорог.

Ключевой задачей Укравтодора в новом сезоне станет удержание основных дорог и связанных с обороноспособностью государства маршрутов.

В частности, тех автодорог, по которым осуществляется до 90% перевозок в стране. Мы уже знаем о «слабых местах» на автомобильных дорогах, на которых будет сосредоточена необходимая техника для оперативного предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Всего к началу зимы планируем накопить 447 тыс. тонн фрикционных материалов и 138 тыс. тонн технической соли. Для выполнения работ по зимнему содержанию дорог привлечем 4885 единиц техники.

Чтобы страна могла как можно лучше пройти этот зимний период, ответственность должен взять на себя каждый водитель. Прошу всех быть внимательнее к предупреждениям синоптиков, не выезжать в снегопады без крайней необходимости. Дорожная техника будет работать, но ей не должны мешать караваны грузовиков на «лысых шинах».

О планах

До российского вторжения были амбициозные планы — построить 5 тысяч километров дорог государственного значения и 350 искусственных сооружений. Сейчас же наша страна оказалась в новых реалиях. Мы продолжаем сотрудничество с Вооруженными Силами и в первую очередь выполняем работы, необходимые нашим воинам.

Также основательно работаем над Планом восстановления, чтобы по завершении войны как можно быстрее отстроить сильное европейское государство.

В течение всех месяцев войны Министерство инфраструктуры Украины ведет переговоры по восстановлению инфраструктуры с союзными государствами. В проектах, относящихся к дорогам, участвует и Укравтодор. Рассматриваются разные варианты: гранты, кредиты и т. д.

Недавно вместе с должностными лицами Министерства инфраструктуры разговаривали с представителями Всемирного банка. Основная тема переговоров — привлечение финансирования на первоочередные проекты выживания. Часть этих средств может быть ориентирована на восстановление дорожного сектора.

До конца года Укравтодор может присоединиться к Конференции европейских директоров дорог (Conference of European Directors of Roads). Имплементация стандартов и практик ЕС в нашей области поможет Украине как можно быстрее и эффективнее восстановиться после военной агрессии.