Но предложенные новации затронут интересы и миллионов обычных людей. ЭП разбиралась, как изменится транспортный налог, налогообложение недвижимости и доходов от проданных продуктов. «Минфин» выделил главное.

Недвижимость: больше сделок — больше налогов

Что сейчас. Сейчас при продаже недвижимости (квартиры, дома, участка) не чаще раза в год и при условии владения ею более трех лет украинцы платят государству 2%: по 1% в Пенсионный фонд и пошлины с покупателя и продавца.

Если в течение года таких объектов недвижимости продается несколько, то с каждой сделки продавцу необходимо уплатить дополнительно 5% налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора. При таких условиях продажа квартир застройщиками — физическими лицами является достаточно распространенной и выгодной сделкой.

При этом, если бы квартиры продавали через фирму, то из полученной прибыли застройщику пришлось бы заплатить государству 18%. Меньшая ставка дает возможность устанавливать цены несколько ниже. Тем более, что уплата 5% и 1,5% все равно ложится на плечи покупателя.

Что предлагается. Побороть эту схему должно уточнение, которое содержится в «антиахметовском» законопроекте. Оно оставляет действующие ставки налогообложения при заключении одной сделки с недвижимостью в год и повышает ставки для каждой следующей.

Если лицо решило в течение года продать два объекта недвижимости, то со второй сделки придется заплатить 5% (НДФЛ) и 1,5% (военный сбор). Доход с каждой последующей операции будет облагаться по обычной для физлиц ставке — 18%. К которой, конечно, нужно добавить еще 1,5% военного сбора.

Какие последствия. После принятия этих изменений в Налоговый кодекс схемы по продаже квартир через физлиц потеряют смысл, поскольку ставка основного налога составит 18%.
Более того, продавать недвижимость через компанию-застройщика станет выгоднее, потому что в этом случае объектом налогообложения будет не доход, а прибыль, то есть сумму до налогообложения можно уменьшить на расходы.

Ликвидация схемы по минимизации налогообложения может ударить по застройщикам, которые переведут дополнительные (законные) налоговые начисления на покупателей квартир и поднимут цены.

Читайте также: Налог на недвижимость: что изменят, как будем платить

Уменьшение планки понятия «роскошное авто»

Правительство предлагает расширить базу налогообложения транспортным налогом, что может стоить владельцам большего количества моделей авто по 25 тыс грн в год.

Что сейчас. В 2015 году власти презентовали транспортный налог как налог на роскошь. Все потому, что платить его должны были владельцы транспортных средств сначала с большим объемом двигателя, а затем — просто очень дорогих авто.

Определяют, какой автомобиль просто дорогой, а какой — достаточно дорогой, чтобы его владелец платил государству дополнительные 25 тыс грн в год, отталкиваясь от минимальной зарплаты. Под налогообложение попадают модели авто, стоимость которых превышает 375 минимальных заработных плат в год (сейчас это 2,25 млн грн).

Окончательный перечень марок ежегодно утверждает Минэкономики. Привязав стоимость машин к минимальной зарплате, законодатели решили проблему постоянного пересмотра предельной цены налогообложения из-за инфляции. Действительно, размер минимальной зарплаты растет ежегодно, как и цены на авто.

Однако в 2019—2021 годах власти резко повысили минимальную зарплату: с 4 173 грн до 6 тыс грн. За два года она выросла на 43%, а вместе с ней повысилась предельная цена для налогообложения транспортным налогом: с 1,56 млн грн до 2,25 млн грн. При этом цены в Украине за этот промежуток времени увеличились в среднем на менее чем 10%.

Следовательно, в 2019 году транспортным налогом облагались 349 моделей, в 2020 году — 226 моделей, а в 2021 году — только 172 модели. Это привело к падению налоговых поступлений по транспортному налогу с 276 млн грн в 2019 году до 202,8 млн грн в 2020 году.

Что предлагают. Исправить такую «несправедливость» предлагается путем кардинального снижения порогового значения цены автомобиля, который будут считать роскошью. Законопроект предлагает снизить это значение с 375 минимальных зарплат (2,25 млн грн) до 200 минимальных зарплат (1,2 млн грн).

Какие последствия. Следствием такого решения может стать возвращение размера порогового значения для налогообложения авто 25 тыс грн до уровня 2017 года (тогда оно тоже составляло 1,2 млн грн) при том, что цены на автомобили к уровню 2017 года никто возвращать не будет. То есть, под налогообложение попадет больше моделей.

Например, если проект примут, то 25 тыс грн в год придется платить владельцам новых Toyota RAV4, Ford Kuga или Honda CR-V.

Читайте также: Владельцев авто среднего класса заставят платить налог на роскошь

Ответственность руководителей налоговых должников

Помимо повышения налоговой нагрузки, дополнительные деньги власть хочет получить от предприятий, имеющих налоговые долги. Чтобы заставить их заплатить, чиновники планируют запретить руководителям таких предприятий выезд за границу.

Минимальный размер долга, за который руководителю могут запретить выезжать из Украины, должен составлять 1 млн грн. Запрет будет накладывать суд при обращении налоговиков. Действовать он будет до погашения компанией-должником всего долга.

По данным Opendatabot, общая сумма налоговых долгов компаний в апреле составила 93,2 млрд грн. Задолженность десяти крупнейших должников превышает 14 млрд грн. До недавнего времени этот перечень возглавляла полугосударственная «Укрнафта».

Больше налогов с продажи овощей

Что сейчас. Сейчас освобождению от налогообложения подлежат доходы, полученные от продажи урожая, который вырастили на участке до 2 га. Если земельный участок больше, закон обязывает человека, который продал урожай, подавать налоговую декларацию и платить с полученных доходов 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора.

Что предлагают. «Антиахметовский» законопроект предлагает существенно снизить площадь земли, доход от продажи урожая с которой не облагается: с 2 га до 0,5 га.

В случае принятия этих изменений при реализации продуктов, выращенных на участке более 50 соток, надо будет подавать ежегодную налоговую декларацию, а из доходов платить 18% налога на доходы, 1,5% военного сбора и дополнительные налоговые начисления.

Читайте также: В Украине возможны изменения в размере налогов — Шмыгаль

Больше денег с аграриев

Что предлагают. «Антиахметовский» законопроект содержит много новостей для аграриев.

Например, ставку единого налога для фермеров (ФОПы четвертой группы упрощенной системы налогообложения) решили поднять в два раза (сейчас, в зависимости от категории земель, ставка колеблется в пределах 0,95−6,33% от стоимости).

Кроме того, в документ заложили новый принцип налогообложения доходов от сельскохозяйственной деятельности.

Чиновники предлагают ввести понятие минимального налогового обязательства (МНО). Это минимальная сумма налогов, которую должен платить человек (или предприятие), который владеет землей или использует ее на правах аренды, или эмфитевзиса, и получает с нее доходы.

Как это будет работать. Условный фермер в течение года продает урожай, выращенный на своем земельном участке площадью 3 га. Ранее с полученного дохода он платил 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. Дополнительно как собственник земли отсчитывал плату за землю (ставки устанавливают местные органы власти), а если он зарегистрирован как ФОП, то еще и единый налог.

После принятия изменений, если сумма всех уплаченных фермером налогов, перечисленных выше, будет меньше определенного Государственной налоговой службой МНО, то ему придется доплатить государству разницу.

Размер МНО для физлиц будет определять налоговая и отправлять сообщение о необходимости доплатить. Юридические лица будут заниматься этим самостоятельно.

Будет определяться размер МНО путем умножения нормативной оценочной стоимости земли на коэффициент 0,045. Правительство рассчитывает, что фермеры ежегодно будут платить минимум по 4,5% от оценочной стоимости земель.

Акцизы

Что предлагают. Авторы проекта также решили пройтись по акцизам на алкоголь и табак. Для алкогольных напитков ставку акцизного налога, которая выражается в гривнах за литр 100-процентного спирта, решили поднять на 5% для всех видов напитков.

Какие последствия. Поскольку налог составляет лишь часть конечной цены алкогольного напитка (чем выше крепость напитка, тем большую часть цены составляет налог), то и ожидать резкого его подорожания в случае принятия закона не следует.