В Китае полно заброшенных зданий и незаконченных проектов. Когда я посетил Шэньчжэнь более 10 лет назад, я увидел пустые дома с бездомными, обосновавшимися в руинах вестибюля. Долговое финансирование — это коварная штука.
Пресса часто сравнивает эту ситуацию с банкротством Lehman. Но мне она больше напоминает банкротство Bear Stearns. Громкое предупреждение другим застройщикам, которые залезли глубоко в долги. Краткосрочный долг Evergrande составляет около 1% валютных резервов Китая, поэтому правительство может помочь.
«Минфин» выбрал главное: допустит ли Китай коллапс всего сектора? Как ситуация повлияет на десятки других закредитованных крупных девелоперов, как Sunac, от облигаций которого инвесторы активно пытаются избавиться?
Читайте также: Китайская «пирамида»: Один из крупнейших девелоперов Поднебесной оказался на грани дефолта
Чему китайские власти научились у администрации Обамы-Байдена
Обычно слышим следующий ответ: у Китая нет надежной пенсионной системы, поэтому большинство китайских домохозяйств, около 70%, вкладывают свое состояние в недвижимость (хотя, как всегда с китайской статистикой, никто не знает, насколько правдивы эти данные).
Как только объявляется какой-то новый проект, люди бросаются покупать в нем квартиры, даже если они годами будут оставаться пустыми. Логика следующая: цены на недвижимость в Гонконге выросли более чем в три раза с 2004 года; конечно же, то же самое произойдет и в континетальном Китае. Это логика пузыри.
Поэтому Компартия Китая во главе с Си Цзиньпином могут ущемлять интернет-компании и заставлять их прославлять программу «совместного процветания», могут ограничивать время на компьютерные игры, могут уничтожать отрасль репетиторства и даже могут запрещать недостаточно «мужественных» телезвезд, но допустить коллапс сектора недвижимости — это для них невозможно.
Это то же самое, если бы США заблокировали бы все личные пенсионные счета и прекратили бы выплату пенсий. Этого не произойдет. Китай должен организовать снижение цены на недвижимость на 10%-20%, но не допустить масштабного падения рынка.
Компартия не может позволить себе политические последствия еще нескольких Evergrande. Удастся ли Китаю это провернуть? Посмотрим.
Читайте также: Китайский банковский сектор сможет «переварить» дефолт Evergrande. Но возможен эффект домино
Однако верхушка Китая с радостью позволяет иностранцам терять свои деньги — под риском оказались долларовые облигации, а не задолженность китайским банкам. Вроде бы правительство Китая выбрало ненавистный класс инвесторов, чтобы они понесли убытки, пока оно реструктуризирует свою экономику.
Это похоже на то, как администрация Обамы-Байдена украла деньги хедж-фондов, чтобы спасти пенсионные планы профсоюзов в ходе реструктуризации General Motors из-за банкротства. Владельцам облигаций компании, в основном хедж-фондам и фондам прямых инвестиций, предложили 10% компании в обмен на их $27 млрд в непогашенной задолженности. А фонд здравоохранения Объединенного профсоюза автостроителей получил 17,5% за то, что он простил свои $10 млрд долга.
Коммунисты учатся у самых лучших! Китайцы могут проигнорировать владельцев облигаций, но это усложнит привлечение иностранных инвестиций. Не очень разумно, учитывая приближение фазы огромных инвестиций в производство и полупроводники, которые должны облегчить дефицит.
Институциональная память короткая и инвесторы, которые не могут игнорировать экономический рост Китая, еще вернутся, но их требования к доходности вырастут. Доходы по облигациям, имеющие даже крошечный риск дефолта, всегда немного выше. Поэтому их и называют «мусорными».
Читайте также: Акции Evergrande взлетели на 32% на планах девелопера выплатить купоны
Варианты решения проблемы
Лично я считаю, что КПК должна позволить Evergrande обанкротиться и затем быстро продать её активы другим застройщикам и инвесторам. Вряд ли она сделает это. Скорее всего, она передаст плохие активы государственным компаниям, оттягивая решение проблемы. Берегитесь повтора японской ситуации с недействующими кредитами.
Десятилетиями японские банки учитывали в своих активах долги «компаний-зомби», у которых не было никакого намерения их выплачивать, ведь их дефолт вызвал бы скандалы и стоил бы кому-то репутации. Часто эти долги были связаны с бандами якудза, поэтому объявлять дефолт было опасно. Таким образом у японских банков были хорошие активы на бумаге, но у них не было капитала, чтобы занимать, что способствовало японскому кризису.
Акции Evergrande упали более чем на 75% за год, а его основатель, Сюй Цзяинь, вероятно превратится в вора и потеряет свои миллиарды в рамках реструктуризации.
Но вот важный вопрос: позволит ли Китай Evergrande обанкротиться, рискуя встретиться с гневом граждан, потерявших свою пенсию? Или может попытается сгладить банкротство, рискуя повторить путь Японии к стагнации? КНР оказалась между молотом и наковальней.