Впервые понятие Metaverse ввел в обращение писатель-фантаст Нил Стивенсон (Neal Stephenson). В своей книге Snow Crash (Снегопад) 1992 года он описывает Metaverse как совокупность миров реальных и виртуальных, граница между которыми исчезла. Украинские литературные деятели пишут, что все же правильно переводить это слово как «Метамир», а не «Метавселенная», как мы уже привыкли.
Как будет выглядеть жизнь в метавселенной
Представьте себе трехмерный онлайн-мир, в котором вы телепортируетесь из своего офиса во Львове в комнату для проведения переговоров в Киеве, совершаете покупки в цифровой копии своего любимого магазина одежды, а затем присоединяетесь к другу, чтобы сыграть в бильярд. Приблизительно так должна выглядеть полноценная работа мета вселенной.
Он должен объединить такие технологии, как видеоконференции, игры, криптовалюты, электронную почту, виртуальную реальность, социальные сети и прямые трансляции.
Подобно тому, как вы можете создать таблицу в Microsoft Excel и отправить ее через Gmail от Google коллеге, чтобы он работал с ней на Apple iPad, элементы в метавселенной смогут перемещаться в экосистеме конкурирующих продуктов, сохраняя свою ценность и функцию.
Цифровое произведение искусства, приобретенное в виде невзаимозаменяемого токена (NFT), в компании A, скажем, можно было отразить на виртуальной стене дома в игре, созданной компанией B.
Возможности метавселенной
Работай и играй. Пример: «Оксана» создает 3D-аватар — цифровое изображение себя — в Facebook (Meta) или Microsoft Teams и использует его на совещаниях в виртуальном офисе своей компании в Харькове. После работы у Оксаны есть билеты на виртуальный концерт с друзьями, и все их аватары появляются среди сотен других в концертном зале.
Музыка заканчивается, и солист говорит: «Не забудьте купить футболку!» Через свой аватар Оксана просматривает дизайны в киоске, так же как сегодня делает это на Розетка, Шафа или Оlx, покупает футболку, рассчитавшись криптовалютой и носит ее в виртуальном офисе на следующий день.
Коллега Елена просит одолжить ей эту футболку для своей дочери, чтобы та могла надеть ее вечером в игре Roblox, и Оксана одалживает ее. Этот сценарий подразумевает корпоративные инструменты коммуникации, прямые трансляции событий, электронную коммерцию и обмен ценностями.
Когда мы сможем войти в метавселенную
Вы уже можете использовать криптовалюты, чтобы покупать «землю» в виртуальных мирах на основе браузера, например Decentraland, посещать конференции в виртуальной реальности с помощью vFairs или использовать 3D-раздевалку Sizebay, чтобы примерить одежду. Но эти продукты далеко не целостный, совместимый мир, который представляет Цукерберг и другие.
Инвесторы, надеющиеся на появление метавселенной, вероятно правы, однако наибольшие денежные потоки получают производители микросхем, студии видеоигр и других компаний, чьи продукты могут процветать независимо от того, произойдет ли это вообще и когда.
Генеральный директор Microsoft Corp. Сатья Наделла заявил в январе, что запланированное поглощение производителя видеоигр Activision Blizzard Inc. за $69 млрд поможет построить «Интернет следующего поколения». Но, добавил: «Это не будет единственная централизованная метавселенная и ее не должно быть».
Метавселенная также требует сверхбыстрого интернета, который может обрабатывать сотни одновременных потоков данных, и большинство современных беспроводных соединений едва могут поддерживать многопользовательские игры, такие как Fortnite.
Будет ли спрос на метавселенные
Оказывается, трудно убедить людей прицепит гарнитуру виртуальной реальности к своему лицу и провести время с мультипликационными версиями своих коллег и лучших друзей.
В августе Цукерберга многие высмеивали, когда он опубликовал примитивное «селфи» из метавселенной для рекламы платформы виртуальной реальности Meta Horizon Worlds.
Нет много доказательств того, что работающие дома люди хотят перейти от обычных звонков в Zoom к встречам в метавселенной. Для некоторых польза от ощущения «в комнате» компенсируется неприятным чувством головокружения и тошноты, которые могут возникнуть во время постоянного движения.
Мнение скептиков
Миллиардер — основатель Snap Inc. Эван Шпигель опроверг прогноз, что компьютерная техника будущего переместится в виртуальный мир, который получит название метавселенная. Он утверждает, что большинство людей предпочитают более легкое осязание, известное как дополненная реальность.
Дополненная реальность, которая, в общем, накладывает цифровую информацию на реальный мир, позволяет людям использовать вычислительную мощность, не заставляя их полагаться на один экран, сказал Шпигель. В отличие от гарнитуры VR, сочетание телефонов и дополненных очков является «более увлекательным».
Цель вселенной «живет внутри компьютера». «Последнее, что я хочу делать, возвращаясь домой с работы — это жить в компьютере», — сказал Шпигель на конференции WSJ Live в Лагуна-Бич, Калифорния. «Между VR и AR есть четкая граница».
Позже на том же мероприятии руководитель отдела маркетинга Apple Inc. Грег Джосвиак (Greg Joswiak) повторил эту мысль, сказав, что метавселенная — это «слово, которое я никогда не буду употреблять».
Как сообщил Bloomberg News, Apple работает над собственной комбинированной гарнитурой AR и VR.
В противоположность скептикам хочется сказать, что дополненная реальность — это не виртуальная реальность, поэтому сравнивать их не очень уместно.
С помощью дополненной реальности вряд ли удастся, скажем, посетить бутик в Милане и примерить изысканное платье при этом физически находясь в Черновцах или сыграть в футбол с другом, который сейчас находится на расстоянии 1000 километров.
Да, возможно, дополненную реальность удастся реализовать быстрее, но все же это несколько разные технологии и они дают разные возможности.
Метавселенная сейчас
Тема метамиров остается горячей уже более года, с тех пор как Марк Цукерберг заявил об изменении названия его компании Facebook Inc. на Meta. Казалось бы, ничего необычного, ребрендинг и по всему, особенно на фоне предшествовавших этому событий (масштабный сбой социальной сети).
Но нет, за изменением названия скрывается изменение направления развития и деятельности. Компания планирует нанять около 10 тысяч работников в Европе в течение следующих пяти лет. Все они будут работать ради одной цели — сделать цель вселенной реальностью.
Читайте также: Что такое метавселенные
Компания уже сейчас тратит сумасшедшие суммы на разработку VR гарнитуры и создание метавселенной. Эти затраты доставляют хлопоты руководству компании, особенно на фоне торможения мировой экономики. Марк Цукерберг за 12 месяцев потерял $100 млрд., акции Фейсбук (Meta), снизились в цене на 73%, а прогнозы по прибылям неутешительны. Текущий бизнес идет на убыль.
Предположим, что это только Цукерберг допустил ошибку в управлении компанией, а его видение будущего ошибочно. Тогда посмотрим на других представителей Apple, Google, Microsoft…
Снижаются показатели всех компаний сектора, и это уже системный вирус, а не единичный случай. Вероятно, они достигли пика и требуются новые технологии для дальнейшего роста.
Что нового эти компании разработали за последние два, три, четыре года? Наушники? Часы? Смартфон 14 серии, который делает то же самое, что и часы седьмой! Вероятно, Цукерберг это понимает и потому первым активно принялся за разработку новой технологии. Если ставка сработает, всем остальным придется догонять или пользоваться услугами Meta.
Что будет, если метавселенная будет реализована
Это может быть технологический шаг вперед, похожий на трансформацию интернета в 1990-х годах из статического текста и изображений на странице на место, где можно купить книгу или посмотреть фильм, а затем способ посещения лекций в университете и проведения конференций или совещаний.
Это может изменить, как люди собираются, взаимодействуют и тратят деньги, создавая особый опыт виртуальной жизни. Такое будущее описано в научно-фантастическом романе Стивенсона, и в таких фильмах, как «Матрица» и «Первый игрок, приготовиться». Каждый из них, следует отметить, изображал форму антиутопии.
В ближайшие пару десятилетий сегодняшний интернет превратится в многотриллионный 3D-виртуальный мир. Это будет, как крупный торговый центр, но оцифрованный и увлекательный, населенный аватарами и полон странных и веселых впечатлений и известных брендов, все под одной крышей.