Виной всему криптовалюты?
Судя по историческим тенденциям, мы можем быть только на полпути к падению фондового рынка. В период с марта 2000 г. по октябрь 2002 г. индекс Nasdaq-100 упал на 78%, ведь некогда любимые, но в значительной степени убыточные технологические компании отошли на второй план.
Это был крах доткомов, а точнее — инвесторов, которые видели смысл в любимцах технологического сектора, правивших в 90-е годы. Сегодня наблюдается поразительно похожая тенденция на рынке, которого не существовало несколько десятилетий назад. Криптовалюты потеряли примерно $1 трлн с начала года в результате одной из худших распродаж в истории развивающегося рынка.
Это часть резкого падения рисковых активов, в результате которого мы вновь можем пережить взрыв пузыря доткомов. Спекулятивный характер многих инвестиций на рынке за последние несколько лет показывает, что с 2000 года мало что изменилось.
«Существует очень сильное сходство между крахом доткомов и медвежьим рынком, который мы переживаем сегодня», — сказал Джордж Болл, председатель инвестиционной компании Sanders Morris Harris, которая управляет активами на $4,9 млрд. «Можно было бы подумать, что профессиональные и розничные инвесторы усвоили урок в 2000 году. Но все же произошло нечто до жути похожее».
Читайте также: В какие криптовалюты стоит инвестировать
Пузырь лопнет — наступит рецессия?
За лопнувшим пузырем доткомов в 2002 году последовала короткая, но болезненная рецессия. Чтобы понять, ждет ли нас повторение, нужно сравнить поведенческий портрет инвестора тогда и сейчас.
Начало нового тысячелетия характеризовалось менталитетом Уолл-Стрит, ориентированным на рост, а не на доходность. Тогда, как и сейчас, агрессивно популяризировали розничные инвестиции, а самые прибыльные акции принадлежали компаниям роста.
Для наглядности сравним две ситуации из разного времени.
-
В 1999 году туристическое онлайн-агентство Priceline добилось успеха за ночь, став публичным чуть более чем через год после своего основания. Компания быстро понесла $142 млн убытков за первые несколько кварталов своего бизнеса после того, как потратила миллионы на рекламу с участием звезды «Звездного пути» Уильяма Шатнера. Но это не имело значения для инвесторов, они лишь хотели быстрого роста. Акции взлетели с цены IPO в $96 (с поправкой на обратное разделение акций 6:1) почти до $1000. Когда рынок развернулся, ценные бумаги упали на 99% до минимума в $6,60 к октябрю 2002 года.
-
Производитель велотренажеров Peloton стал любимцем многих во время пандемии. Акции эмитента выросли более чем на 600% с марта по декабрь 2020 года, несмотря на постоянные убытки. Конечно, ценные бумаги в конечном итоге рухнули более чем на 90% с их рекордного максимума. Инвесторы пересмотрели вопрос о том, действительно ли компания по производству велотренажеров стоить почти $50 млрд (ее пиковая рыночная капитализация).
В преддверии пузыря доткомов любая компания, которая добавляла «.com» к своему названию, казалось, почти сразу добивалась успеха. В последнее время то же самое было с «крипто» и «DeFi». Инвесторы устремились к этим новым технологиям. Логика и тогда, и сейчас была примерно такой.
Читайте также: Рецессия и спад на фондовом рынке США: почему инвесторам не следует бояться
Шанса спастись нет?
Утверждать, что сейчас повторяется кризис доткомов, ошибочно, ведь есть сопутствующие факторы. Covid-19, локдаун, «вертолетные деньги» заставили экономику сначала войти в фазу растущей инфляции, а в последствии вынудили с ней бороться. Главный герой в этой борьбе — ФРС.
Недавний обвал акций технологических компаний может не стать ключевым фактором рецессии, как это было в 2000 году. Главным источником экономической боли могут оказаться попытки ФРС бороться с высокой инфляцией. Федеральная резервная система дважды повышала процентные ставки в этом году: раз на 0,25 пункта в марте и раз на 0,5 пункта в мае. Вероятно, в течение года будут повышать еще, а это станет плохой новостью как для Уолл-стрит, так и для Мейн-стрит.
Бывший вице-председатель ФРС Рэндал Куорлз сказал, что центральный банк будет изо всех сил пытаться организовать «мягкую посадку» для экономики США, когда инфляция сдерживается, но экономический рост продолжается.
Вовлеченность и внимание мира сейчас приковано к войне в Украине. Разрушаются вековые отношения в вопросах энергетики, продовольствия, логистики и прочего. Смена ключевых игроков на мировой арене неизбежна, а итогом этой войны может быть только «пробуждающий холодный душ» реальности. Реальности политических отношений, реальности экономических коалиций и торговых отношений.
В ходе всех текущих событий «мягкая посадка» или «скорая рецессия» возможна. К нам придет осознание, что с длительным периодом высоких темпов роста, процветания и прироста ВВП, стоит остановиться. А затем понять, куда дальше.
Читайте также: Идеальный шторм на фондовом рынке: как к нему готовились Баффет, Сорос и Далио