Как член НКЦБФР, я представил позицию регулятора. Комиссия является одним из ключевых стейкхолдеров реформы и заинтересована в ее эффективном внедрении, потому что это залог активизации фондового рынка. В целом, НКЦБФР поддерживает доработанный законопроект № 2683, вместе с тем, считает важным учесть ряд моментов.
Когда и на каких условиях можно начинать реформу
Адекватные и осознанные ожидания должны быть основой общественного договора между государством, которое предлагает накопительную систему, политиками. которые за нее голосуют, и гражданами. В этом контексте хочу поднять вопрос размера взносов. Он не относится к компетенции НКЦБФР, но является показательным.
У нас привыкли считать, что 2−3% отчислений должны обеспечить миллионы накоплений на пенсии. Это ложное и искаженное представление. Оно было причиной постепенного недовольства, а позже — и темой политических спекуляций относительно накопительных систем в других странах. Чтобы этого избежать, мы должны говорить прямо: 2−3% отчислений — это 5−7% коэффициента замещения.
Должен быть достаточный период для подготовки. Развертывание системы предполагает три масштабных по объему параллельных процесса: нормативное обеспечение, авторизация провайдеров, создание инфраструктуры фонда.
Учитывая весомость этих шагов, подготовительный период может занять, как минимум, 12 месяцев. Также следует учитывать две фундаментальные вещи.
Во-первых, предпосылками внедрения накопительной системы является окончание войны и сильный регулятор. Сильный регулятор — это не только принятый закон, но и построение системы после его принятия, которое продлится не месяц и не два.
Во-вторых, переход от ретроспективного к ориентированному на риск перспективному регулированию должен произойти, когда надзорный орган получит необходимый потенциал, и до того, как ускорится рост пенсионной отрасли.
Гарантии сохранения взносов
Политики и граждане должны осознавать, что такое гарантии и что они не бывают бесплатными: в конечном счете за них кто-то платит. Проще говоря, гарантия — это страховка на случай неблагоприятных обстоятельств.
Условно их можно разделить на политические, экономические и инфраструктурные (характерные профессиональным участникам процесса). В итоге, это складывается в один интегрированный риск: изменчивость ожидаемого размера накоплений.
Гарантии могут оплачивать государство (граждане через налоги), участники (взносы или активы), провайдеры услуг (собственные средства), централизованные институции (фонд гарантирования из заранее определенных источников).
Оплата гарантий уменьшает окончательные накопления. 1% отчислений на гарантию будет означать утрату 20% конечных накоплений на горизонте инвестиций 40 лет.
Внедрение гарантий при всех их положительных особенностях, таких как обеспечение доверия к системе, несет и риски.
Читайте также: С 1 января все страховые выплаты осуществляет Пенсионный фонд: что это значит
Среди них — моральная опасность (пренебрежение риском, ведь взносы застрахованы), стадное поведение. Поэтому предварительно следует предусмотреть полный сценарий их применения. Гарантии — это не одна статья закона, а сложная сбалансированная система взаимоотношений.
Кто будет управлять деньгами
На старте запуска системы у многих граждан могут быть сложности с избранием пенсионного провайдера. Поскольку система обязательная, необходимо обеспечить надежный и эффективный способ накоплений для таких людей.
По нашему мнению, правильным решением будет создание фонда по умолчанию под пристальным наблюдением государства, с одновременным обеспечением независимости и беспристрастности его руководящего органа и привлечением рыночных институций для эффективного управления активами.
Для других субъектов накопительной системы этот институт может служить примером организации, внедрения и контроля стандартов управления и инвестиций.
Читайте также: За 2022 год общая стоимость государственных пенсионных фондов снизилась на $2,2 триллиона
Впрочем, для позитивного развития инфраструктуры рынка важна конкуренция, когда граждане смогут выбирать между пенсионным фондом по умолчанию и авторизованным провайдером.
Какие активы покупать
Чтобы управление и распределение вверенных участниками средств происходило эффективно, необходима заранее построенная структура портфелей инвестиций. Это достигается путем внедрения фондов жизненного цикла (life-cycle funds).
Фонды жизненного цикла — это автоматически перебалансируемые фонды, в соответствии с целевой структурой активов. Суть подхода состоит в диверсификации интересов разных групп участников, согласно дате достижения пенсионного возраста.
Очевидно, что стратегические задачи молодых участников (максимальное приумножение пенсионных накоплений и возможное увеличение нежелательной волатильности) будут кардинально отличаться от задач приближающихся к выплатной фазе лиц (утилизация излишней волатильности активов и обеспечение прогнозируемого стабильного денежного потока).
Поэтому целесообразно сформировать общий фонд в форме фондов «Определенной даты» (жизненного цикла), как это реализовано у наших соседей (Польша) и в лучших пенсионных системах (Великобритания, Швеция).
Читайте также: Готова ли гривна вернуться на следующий год в свободное плавание
Чтобы заложить надежный фундамент для дальнейшего устойчивого и эффективного развития общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения в Украине, необходимы сбалансированная система государственного надзора за пенсионной отраслью, установление четко определенных основ управления пенсионными средствами участников и продуманные опциональные характеристики системы.