Глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин объяснил на своей странице в фейсбук, какие требования Фонда Украина уже выполнила и как может усовершенствовать защиту своих финансовых интересов.

Что Украина уже сделала

Несмотря на многочисленные спекуляции на тему сотрудничества Украины с МВФ, усиленные предвыборной риторикой, украинская сторона профессионально и ответственно выполняет свои обязательства в рамках Соглашения стенд-бай с МВФ. На прошлой неделе Президент подтвердил: Украина выполнила все условия первого пересмотра программы, что позволяет рассчитывать на получение следующих траншей.

В частности, в банковском секторе действия были следующими:

  • Совет по финансовой стабильности одобрил планы сокращения проблемных активов государственных банков, которые предусматривают сокращение портфеля NPL в госбанках до 31% в 2023 году, примерно на 300 млрд гривен меньше, чем сейчас.
  • Верховная Рада усовершенствовала механизмы ликвидации банков и возвращения активов.
  • Обеспечено институциональную независимость НБУ и, как результат, макрофинансовую стабильность в стране.

21 октября правительство создало межведомственную рабочую группу для координации переговоров с МВФ, в которую вошли представители Офиса Президента, Кабмина, Министерства финансов и Нацбанка. Это обеспечит системную координацию государственных органов и ведомств по выполнению условий Соглашения. Надеюсь, наши международные партнеры будут не менее последовательными в ее соблюдении.

Сколько Украина получила средств

Вместе с тем, по моему мнению, Украина должна отстаивать национальные интересы в вопросах сотрудничества с международными финансовыми организациями.

За последние годы Украина получала от МВФ практически столько средств, сколько нужно было для погашения предыдущих займов. Чистые поступления от МВФ с 2017 года до 2 квартала 2020 году в пользу НБУ составляли $422 млн, в пользу правительства — «минус» $1,1 млрд (без учета обслуживания). В июле-сентябре 2020 года выплаты правительства и Нацбанка по займам МВФ составляли $0,6 млрд (погашение + проценты), а в 2021 году превысят $1,6 млрд.

Читайте также: Кризис в Украине: безработица растет, доходы населения падают

Вместе с тем, за период с 2017 года в долговые ценные бумаги правительства было привлечено $7,5 млрд (в основном в период 4 кв. 2018 г. — 1 кв. 2020 г.). Однако уже во 2 квартале 2020 г. чистые погашения внутреннего и внешнего государственного займов в пользу нерезидентов составили $1,8 млрд.

Причины финансовых потерь

​Выполняя свои обязательства перед международными партнерами не стоит забывать о значительных внутренних резервах финансовых ресурсов, которые покидают страну из-за несовершенства налогового и валютного регулирования. В частности:

  1. За последние 3,5 года из Украины было выведено дивидендов в пользу нерезидентов на $8,5 млрд и процентов по прямым инвестициям на $1,6 млрд. При этом, около 80% этих дивидендов выплачены в низконалоговые юрисдикции, в частности Кипра и Нидерландов.
  2. Выплата резидентами Украины процентов по кредитам от нерезидентов с 2017 года составляла $8,6 млрд, при том, что около 2/3 негарантированных долгосрочных займов украинским компаниям были предоставлены резидентами Кипра, Нидерландов и Британских Виргинских островов, что свидетельствует о связи сторон этих операций .
  3. По портфельным инвестициям выплата процентов государственным (облигации внутреннего и внешнего займов) и частным сектором составила за 2017 — 2 кв. 2020 гг. более $6,4 млрд.

Таким образом, только за последние три с половиной года вымывание капитала из Украины в пользу внешних кредиторов превысило $25 млрд.

Читайте также: Что сделал Кирилл Шевченко за 100 дней на посту главы НБУ

Другим мощным каналом вывода капитала из страны выступают контролируемые операции по экспорту и импорту товаров. По данным 2018 года треть всей внешней торговли Украины (около $30 млрд) структурирована через низконалоговые юрисдикции, которые выступали плательщиками (по экспорту) или получателями средств (по импорту).