Новости о тех, кто изъявил желание уйти с российского рынка из-за вторжения в Украину, продолжают появляться каждый день. Россия делает все возможное, чтобы перекрыть пути для бегства.

Для этого были введены ограничения на движение капитала, запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и вывод ими средств из российской финансовой системы.

Но это — временная мера, пока Москва не выстоит механизмов, способных окончательно отрезать пути к отступлению. Уже в ближайшее время правительство России планирует запустить механизм национализации имущества компаний, чьи иностранные владельцы покинули страну.

Речь идет о законопроекте, который позволит внедрять внешнее управление в компаниях, где иностранцам из так называемых «недружественных» стран принадлежит не менее 25-процентной доли. Этот механизм собираются применять, если нерезиденты публично откажутся от своих предприятий.

Конечно, ни один бизнесмен не будет это делать по собственной воле. Но у нерезидентов может просто не остаться выбора. Ведь продать свою долю в российской компании они могут только с разрешения специальной правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Нет разрешения — продолжай работать дальше или отказывайся от своей доли.

Энергетический сектор

Одними из первых о своем желании покинуть российский рынок заявили компании энергетического сектора.

BP

Британская ВР обнародовала намерение продать свой пакет акций Роснефти (19,75%) 27 февраля.

В течение многих лет компания пыталась закрепиться на российском рынке и найти возможности сотрудничать с местными нефтяными олигархами. Но с 2013 года деятельность британцев в РФ сузилась до роли пассивного инвестора, собирающего дивиденды Роснефти.

В последние годы BP ежегодно получала от Роснефти около $650 млн (480 млн фунтов стерлингов) и могла рассчитывать на $1 млрд, если бы цены на нефть держались на уровне более $100 за баррель. Это большие цифры сами по себе, если не учитывать контекста: в 2021 году операционный денежный поток BP составил $23,6 млрд.

Возможно, именно поэтому заявление компании о выходе из российских инвестиций практически не отразилось на цене ее акций: на этой новости бумаги ВР упали на скромные 4%. Очевидно, рынок учел, что британцы могут легко позволить себе проститься со своими дивидендами от Роснефти в обмен на нулевую компенсацию.

Можно предположить, что падение цены акций BP было бы сильнее, если бы правление рискнуло нанести серьезный ущерб своей репутации и попыталось проигнорировать просьбы правительства Великобритании прекратить сотрудничество с компаниями страны-агрессора.

По состоянию на 30 марта акции ВР прибавили 7% от уровня, на которыйони скатились после после заявления о выходе из российских активов. Погоду на бумаги компании делает не ситуация вокруг них, а цены на нефть. К тому же, пока похоже на то, что британцы не собираются терять и долю в Роснефти.

По крайней мере, ВР до сих пор не вышла из уставного капитала Роснефти и совместных предприятий. А в одном из них — «Харампурнефтегазе» — компания заменила британца в совете директоров своим представителем с российским паспортом.

Эту информацию подтвердили отраслевому изданию Energy Intelligence российские и иностранные источники, близкие к компаниям.

Очевидно, что британцы пока не хотят делать резких движений. Ведь проекты на территории России обеспечивают ВР около трети прибыли. К тому же компания не хочет покидать перспективные проекты, реализуемые Роснефтью. Прежде всего, проект «Восток Ойл», в рамках которого намечается добыча так называемых зеленых баррелей, то есть углеродный след этого проекта будет на 75% ниже, чем аналогичные проекты в других странах мира.

Благодаря участию в этом процессе компания ВР, с одной стороны, получает огромные масштабы добычи и прибыль, а с другой — имидж «зеленой» компании, что в перспективе может положительно повлиять на стоимость ее акций.

Shell

Shell обнародовала заявление о выходе из российских активов сразу по ВР. Но в отличие от ВР британско-нидерландская нефтегазовая компания является активным инвестором и участником проекта Сахалин-2. Он производит около 4% мирового СПГ и имеет решающее значение для усилий России по освоению азиатских рынков. Структуру совместного предприятия, в которой «Газпрому» принадлежит 50% акций, будет труднее ликвидировать и пока неясно, как удастся это сделать.

Не менее важен отказ Shell от пятилетнего «соглашения о стратегическом сотрудничестве» с «Газпромом», который был подписан в прошлом году.

Правда, в теории для Shell финансовые потери должны быть меньше потенциальных потерь ВР: компания заявила, что к концу 2021 года имела около $3 млрд необоротных активов в России, что вряд ли повлияет на уменьшение инвестиционной привлекательности.

Кроме того, пока операционную деятельность в России продолжает сеть АЗС Shell и завод смазочных материалов и, несмотря на проблемы с логистикой, разрабатывается план действий с учетом решения головной компании приостановить работу в России.

С момента российского вторжения в Украину акции Shell подорожали на 6%, что объясняется ралли цен на нефть.

Но сказать, что наличие нефтегазовых активов в России совсем не повлияло на стоимость акций было бы неверно — можно предположить, что бумаги Shell и ВР прибавили бы в цене больше, если бы не российские проблемы. К примеру, не имеющая таких проблем ConocoPhillips за период войны в Украине подорожала почти на 11%, Chevron — почти на 18%.

Читайте также: Qualcomm остановил продажи российским компаниям

Продовольственные корпорации

Несмотря на заявление Coca-Cola о том, что компания покидает российский рынок — это не совсем так. Разливом популярных напитков в РФ занимается «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия», не принадлежащая The Coca-Cola Company.

Это традиционная практика, когда разлив принимают на себя региональные партнеры. Иногда The Coca-Cola Company принадлежит часть таких подрядчиков, иногда они полностью независимы. Непосредственно Coca-Cola Company поставляет своим партнерам концентраты, а также занимается маркетингом и продвижением продукции.

Coca-Cola сворачивает именно рекламную деятельность в России, это подтвердили и источники, знакомые с ситуацией в компании. Зато заводы «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия» продолжат работать, к тому же будут получать большие прибыли. С 14 марта Coca-Cola подняла цены на газированные напитки на 15%, на соки — на 19%, на кофе — на 30%.

Дальше пошла PepsiCo. Корпорация сообщила, что приостанавливает продажу на территории РФ своих напитков Pepsi-Cola, 7Up и Mirinda. В то же время продолжит производить и продавать молочные напитки и детское питание. Корпорации в России принадлежат, в частности, бренды «Чудо» и «Агуша».

Читайте также: Какие международные компании остаются в России. А кто уже ушел

С момента российского вторжения в Украину акции Coca-Cola Co почти не изменились в цене, бумаги PepsiCo подешевели на 0,3%. По мнению обозревателей, это в основном связано с общей ситуацией на рынке. Продовольственные компании на начало года были переоценены, поскольку привлекали большое внимание, как защитные активы. Поэтому, когда с началом войны широкий рынок пошел вниз, эти компании упали сильнее.

Рестораны

Вслед за многими мировыми брендами о намерении покинуть российский рынок 8 марта заявил McDonald's. К началу войны в России работало 847 ресторанов американского фаст-фуда, 84% из которых напрямую управляла сама компания, остальные работали по франчайзингу. Все российские рестораны известного бренда фаст-фуда должны были закрыться с 14 марта. Но франчайзинговые рестораны до сих пор работают.

Остальные же Россия готовится национализировать. По крайней мере, уже зарегистрирована торговая марка «У дяди Вани» с похожими логотипом и цветами.

На Россию приходится 9% от общей выручки компании и 3% ее операционной прибыли. Потому не удивительно, что после обнародования заявления о выходе с российского рынка акции McDonald's потеряли около 1%. Однако падение акций происходило и накануне, к тому же с 8 марта бумаги уже успели подорожать почти на 12%.

И если почитать аналитику о дальнейших прогнозах цены акций, то специалистов преимущественно интересует инфляции и показатели доходов ресторанов в США и мире в целом. Российскому бизнесу внимание особо не уделяется.

Сеть куда скромнее в России имел Starbucks. В РФ до начала войны работало 130 кофеен, которыми управлял партнер корпорации. Starbucks решил их все закрыть. Как сообщили в компании, местный партнер согласился с подобным шагом.

В общей сложности в Starbucks входит 33,8 тыс. кафе, которыми корпорация управляет самостоятельно или через партнеров. То есть российский сегмент — это всего 0,38% от общего количества заведений. К тому же Starbucks сразу сказал, что не идет, а только приостанавливает работу в РФ.

Читайте также: Кто выиграет от войны: два сценария для китайского юаня

Акции компании с начала войны почти не изменились в цене.

Ритейл

Еще в начале марта работу в России приостановил шведский производитель доступной одежды H&M. В РФ его сеть состояла из 145 магазинов. В общей сложности по всему миру их насчитывается более 5 тыс. То есть на Россию приходилось 2,9% от общего количества магазинов.

Динамику цен на акции компании вряд ли можно связывать с приостановкой деятельности в России. Поскольку коррекция началась за несколько недель до начала боевых действий, и дальше просто продолжилась. Инвесторов в показателях компании в первую очередь интересовали проблемы с поставками материалов и готовой продукции, а также ускорение инфляции.

Более зависим от российского рынка Inditex, работающий под брендами Zara, Pull & Bear, Bershka, Stradivarius и т. д. Компания владеет почти 6,5 тыс. магазинов по всему миру, из которых 502 находились в России. То есть на РФ приходилось 7,7% торговых точек. Акции компании начали падать еще до начала войны России против Украины.

О своем намерении прекратить работу в России компания заявила 5 марта, хотя сразу же предупредила, что это решение временное.

К тому же, ныне и Inditex, и H&M, как говорят источники, сейчас ищут возможности продолжить работу в РФ.

Читайте на «Цензор.НЕТ»: Российские «сестры»: 10 международных банковских групп одновременно работают в Украине и РФ

Что будет дальше

Многие иностранные компании, ранее заявившие о выходе из РФ или приостановлении деятельности в стране, теперь ищут локальных партнеров, которым можно доверить управление своим бизнесом в России. Об этом сообщил РБК со ссылкой на источники в консалтинговых и инвестиционных фирмах.

Вероятно, во многих случаях речь пойдет о передаче бизнеса так называемым номинальным собственникам.

Также рассматриваются такие варианты передачи бизнеса, как создание новых юрлиц в оффшорах с последующей продажей им части участия в российских организациях. Еще один вариант решения проблемы, для тех, кто не захочет терять российский рынок, — реорганизация компании через выделение нового юрлица, в которое будет передана часть либо большинство активов, либо передача бизнесу менеджменту.

И даже если иностранная компания решит продать российскую долю, это не означает, что двери на рынок РФ будут закрыты для нее навсегда. Ведь одновременно с продажей доли в бизнесе можно заключить договор опциона выкупа при наступлении определенных условий.

В любом случае снижение интереса инвесторов к ушедшим компаниям проявится, если те обнародуют плохую финансовую статистику. Если же этого не произойдет, акции и дальше будут игнорировать «российский фактор».