Прошлый год начинался для фондового рынка оптимистично, ведь завершился ростом ключевого индекса S&P 500 на 27%, и эксперты, в основном, говорили о «продолжении банкета». Согласно прогнозам аналитиков, в 2022 году индекс должен был либо уверенно обновить рекорд, либо, в худшем случае, закрыть год близко к отметке, с которой начинал.
Конечно, практически все говорили об ожиданиях инфляции, изменении монетарной политики ФРС и повышении ставок, но немногие были готовы к тому, что инфляция окажется максимальной за последние 40 лет, а реакция регулятора на нее — крайне жесткой. Даже ожидаемое тогда завершение ковидных ограничений и перезапуск ключевых экономик не оправдали надежд.
Как следствие, по итогам года S&P 500 обвалился на 19%, что стало самым худшим показателем с 2008 г. Еще хуже дела обстояли у технологического NASDAQ Composite, который закрыл год с падением на 33%. Резкий рост ставок лишил технологических гигантов $3,6 трлн. Бумаги Facebook и Tesla обвалились более чем на 60%, акции Google и Amazon упали на 40% и 50% соответственно.
Китайские фондовые площадки устроили позднее ралли, благодаря сворачиванию государственной политики «нулевой терпимости» к коронавирусу, но это не спасло общую ситуацию: Китайский Shanghai SE 50 обвалился на 20%, немецкий DAX — на 11%, а японский Nikkei 225 — на 9%.
Причиной эксперты, в основном, называют резкое повышение ключевой ставки ФРС и другими центробанками. В целом, в прошлом году рынки пережили 300 повышений процентных ставок.
Ставка ФРС на начало 2022 года составляла 0−0,25% и ожидалось, что за год будет 3 ее повышения до отметки 0,9%. Фактически ставка взлетела до 4,25−4,5%. Это существенно удорожало заимствования для компаний и снизило возможность брать займы для населения.
Губительной для мировой (и особенно — для европейской) экономики стала полномасштабная война России против Украины.
«Война выявила проблемы, на которые пытались не обращать внимание до начала полномасштабного вторжения, а именно: зависимость большинства стран Евросоюза от российских источников энергии, что в значительной степени повлияло на цены на товарных рынках и ускорило инфляцию во всех странах», — объясняет сооснователь телеграм-канала Invest-kava Сергей Гончаренко.
Кто будет делать погоду на фондовом рынке в новом году
Ставка ФРС
В аналитических записках о перспективах рынка в этом году западные аналитики больше всего говорят о политике ФРС. По прогнозам, которые дают члены американского центробанка, в 2023 году регулятор продолжит повышать ставку, но уже не такими бешеными темпами: ориентировочно, она вырастет до отметки 5−5,25%, то есть еще на 0,5−0,75 п.п. Такой же прогноз дают эксперты Bank of America.
Ближайшее заседание ФРС запланировано на март и обозреватели осторожно предполагают, что на этот раз Федрезерв может оставив ставку на текущем уровне.
Как отмечает The New York Times, среди американских экономистов популярно мнение, что ФРС начнет снижать ставку уже во втором полугодии этого года. Хотя сам регулятор никакого намека на это не делал — согласно его прогнозам, снижение начнется только в 2024 г.
Оптимизм аналитиков основывается на том, что инфляцию в США уже удалось частично усмирить, сейчас она оценивается в 7,1%, хотя в июне достигала 9,1%. Как отмечает экономист Nomura Роб Дент, позицию ФРС может смягчить влияние администрации Байдена, которая опасается, что слишком высокие ставки ударят по экономике.
Глобальная экономика
Вероятная рецессия в США и других развитых странах — один из основных рисков для фондового рынка. Ведь это приведет к падению прибыли компаний.
Большинство прогнозов предполагают незначительный рост мировой экономики в пределах 1−2%. В частности, JP Morgan Research ставит планку в 1,6%, Fitch — 1,4%, Oxford Economics — 1,3%. Более оптимистичный МВФ, который надеется на рост в 2,7%, однако, свой прогноз он делал еще в октябре 2022 года и с тех пор большинство аналитиков снизили свои ожидания.
ФРС все еще верит в «мягкую посадку» экономики США, которая по итогам года должна вырасти на 0,5%. Приблизительно такие же ожидания у JP Morgan, где видят потенциал роста на 0,5−1% по итогам 2023-го.
Многие экономисты считают, что рецессия таки состоится ближе к середине года, однако продлится она недолго. Такой позиции, в частности, придерживается Deutsche Bank.
В ЕС дела могут обстоять несколько хуже. Европейская комиссия ожидает роста на символические 0,3%. При этом, Goldman Sachs считает, что ВВП Европы все же упадет примерно на 0,1%, а Wellington Management видит перспективы сокращения на 0,5%. Правда, большинство аналитиков допускают падение экономики в первой половине года, после чего она будет восстанавливаться.
Война в Украине
Российская агрессия будет продолжать негативно влиять на мировую экономику, прежде всего, из-за повышения цен на энергоносители. В конце года благодаря теплой погоде в Европе и замедлению экономики Китая цены на газ и нефть удалось усмирить. Они опустились ниже, чем в начале войны. Однако, новый цикл подорожания может начаться, когда Европа начнет снова наполнять газовые хранилища, готовясь к следующей зиме.
Также Сергей Гончаренко не исключает угрозы глобального продовольственного кризиса. «Россия может „выстрелить себе в ногу“ и принципиально отказаться от поставок зерна в другие страны, шантажируя таким образом весь цивилизованный мир. А в Украине будет низкая урожайность из-за невозможности полноценно проводить посевную компанию и сбор урожая, — как результат, объем экспорта агропродукции значительно упадет», — предупреждает он.
Ситуация в Китае
После протестов против ководных ограничений эксперты стали более оптимистично смотреть на перспективы Китая. Мол, массовое недовольство граждан заставит власти отказаться от жестких мер и запустить экономику. Отчасти эти надежды оправдались, но новая волна заболеваний может развернуть ситуацию.
Также у Китая целый ряд других проблем, способных взорвать мировую экономику, — пузырь на рынке недвижимости, высокий долг муниципальных органов власти, конфликт с США и риск вторжения на Тайвань.
Впрочем, ключевые прогнозы по экономике Китая достаточно оптимистичные, и предполагают рост в пределах 4−5%. А вот падение ВВП в стране, которая долгое время воспринималась как локомотив мира, может привести к катастрофическим последствиям.
Возвращение коронавируса
В Европе и США, где почти нет карантинных ограничений, уже начали забывать о локдаунах. Однако, по официальным данным, в мире ежедневно регистрируют более 600 тысяч новых случаев заболевания.
Но, по неофициальным данным Bloomberg, только в Китае количество новых заболеваний за один из дней декабря достигло 37 млн, а всего за половину месяца в стране заразилось почти 18% населения. ЕС уже вводит ограничительные меры для путешественников из Китая, в том числе обязательные тесты.
Прогноз на 2023 год
Может ли рынок продолжить падение? − Да (по данным Comerica Wealth Management).
«Мы считаем, что для достижения настоящего минимума, его необходимо успешно протестировать, тем самым сформировав двойное дно, — говорится в прогнозе банка на 2023 год.
Несколько ралли на медвежьем рынке в прошлом году означают, что рынок, возможно, еще не испытал свое дно, — говорится в отчете группы. «Для формирования классического „двойного дна“ мы ожидаем, что диапазон 3500 станет следующим уровнем основной технической поддержки для S&P 500», — отмечается в сообщении.
Это означает, что S&P 500, который сейчас торгуется на уровне около 3800, может упасть еще на 8%, прежде чем достичь дна, что станет еще одним болезненным ударом для инвесторов. Другие эксперты по Уолл-стрит соглашаются, что в начале этого года может возникнуть больше проблем. JPMorgan прогнозирует, что рынок «повторно протестует» минимумы 2022 года в первой половине 2023 года.
Но, по консенсус-прогнозу Bloomberg, индекс S&P 500 из 3844 пунктов, на которых он закрыл прошлый год, вырастет через 12 месяцев до 4009, то есть примерно на 4,3%. В то же время, привлекает внимание значительное колебание прогнозов от 3400 пунктов до 4500 — а это самая большая разница, начиная с 2009 года.
Опрос, проведенный Market Watch, показал практически те же результаты: ожидается рост до 4031 пункта, то есть почти на 4,9%.
Самые большие оптимисты работают в Deutsche Bank и Oppenheimer, где видят потенциал роста индекса на 17% и 14,5% соответственно.
Самыми пессимистическими оказались представители французских компаний. Аналитики BNP Paribas ожидают падения индекса на 11,5%, а Societe Generale — на 5%.
Выше эксперты оценивают потенциал ключевого германского индекса DAX. По результатам опроса Frankfurter Allgemeine Zeitung, через год он вырастет на 8%.
«Мы живем не в счастливом, красочном мире, и окружающие нас кризисы не скоро разрешатся. Но неправильно игнорировать каждое светлое пятно и переносить роковой 2022 год один в один на 2023», — объяснил свой оптимизм эксперт Baader Bank Роберт Халвер.
Хорошие ожидания у экспертов и по японскому индексу Nikkei 225. Согласно опросу Reuters, уже к середине года он вырастет на 16%, а по ожиданиям T&D Asset Management к концу декабря рост достигнет 19%.
Как предполагает главный стратег Nomura в Токио Юносуке Икеда, этот рост будет происходить параллельно с укреплением курса иены, что сделает японский фондовый рынок особенно привлекательным для долларовых инвесторов.
Стоит ли доверять прогнозам
Предугадать направление фондового рынка сложно. В конце концов, если бы это было легко, Уолл-стрит была готова к неприятному падению 2022 года, но мало кто предсказал прошлогодний удар от сочетания высокой инфляции, роста процентных ставок и войны России против Украины, которая привела к росту цен на топливо и сырье.
Но некоторые эксперты указывают на долгосрочные исторические тенденции, чтобы убедить инвесторов в том, что медвежьи рынки не вечны.
«Имейте также в виду, что с 1980 года по настоящее время годовая доходность S&P 500 была положительной в течение 32 из 42 лет, несмотря на внутригодовое снижение в среднем на 14 процентов», — говорится в прогнозе Commonwealth Financial Network на 2023 год со ссылкой на данные JPMorgan Asset Management.