Чтобы не допустить такой ситуации, глава правительства предложил уже со следующего года ввести накопительную пенсионную систему. Действительно ли ситуация в Пенсионном фонде критическая и поможет ли решить проблему накопительная пенсионная система, эксперты рассказали изданию Эспрессо. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Николай Шамбир, советник министра социальной политики Украины
Проблема пенсионных систем любых стран - это соотношение плательщиков и получателей. В Украине одна из самых сложных демографических ситуаций. У нас 13 млн плательщиков и 11,3 млн пенсионеров, то есть около 1:1. Эта ситуация с каждым годом ухудшается. Пенсионная система, и солидарная в частности, может успешно работать, когда есть хорошее соотношение 2:1. То есть два плательщика — один получатель.
С цифры 203 млрд грн, которые идут из бюджета в Пенсионный фонд, 38 млрд грн — дефицит. И эта цифра даже за последние годы далеко не самая худшая. Если мы берем солидарные системы европейских стран, то сегодня буквально единицы не являются дефицитными.
Дефицит при росте экономики очень просто преодолеть: не повышать пенсии. Тогда дефицит преодолевается за счет повышения взносов. Но, конечно, мы этим путем идти не можем, потому что пенсии в Украине очень низкие. Правительство не может взять на себя решение чисто математически достичь бездефицитности пенсионного фонда. Мы должны иметь баланс между расходами, которые идут из государственного бюджета, в том числе и на покрытие дефицита, и повышением пенсий и поддержанием хоть каком-то уровне их покупательной способности.
Накопительная система не является панацеей и она не призвана полностью изменить солидарную систему.
Наше законодательство предусматривает трехкомпонентную пенсионную систему:
- солидарная система первого уровня,
- обязательная накопительная система второго уровня,
- добровольное накопление третьего уровня.
Первый и третий уровень у нас действуют. Запуск обязательной накопительной даст стабилизацию пенсионной системе. Доход пенсионера из трех источников будет способствовать стабильности: если в какой-либо из систем есть проблема, другие компенсируют.
Читайте также: Когда и на сколько. В Минсоцполитики показали календарь повышения пенсий в 2021 году
Для запуска второго уровня не нужно очень много времени, то есть даже 2021 год может быть стартом, хотя и не с начала года.
Андрей Рева, бывший министр социальной политики
Как вообще выплачивается пенсия? Пенсия выплачивается за счет средств пенсионного фонда. Мы с вами работаем, работодатель начисляет на нашу заработную плату единый социальный взнос, который направляется в Пенсионный фонд, и выплачивается пенсия пенсионерам. Чем больше нас с вами, работающих, тем больше денег в Пенсионном фонде, тем выше пенсии.
Собираешь сбережения? Выбирай депозит в надежном банке и получи бонус от «Минфина»
Сегодня плательщиками в Пенсионный фонд являются только 10 млн граждан (при том, что 22 млн человек трудоспособного возраста). Так в чем проблема: в плохой демографии, или в том, что у нас половина граждан трудоспособного возраста не платит социальный взнос?
Если мы посмотрим на 12 млн, которые не платят, картина будет следующая:
- За 3 млн людей у нас платит государство, это социально незащищенные люди: женщины в отпуске по уходу за ребенком, получатели социальной помощи.
- 3 млн людей, которые работают и являются официально занятыми, освобождены от уплаты единого социального взноса.
- У нас 2 млн безработных.
- 3 млн находятся за рубежом.
- Наконец, есть люди, которые работают в тени.
Давайте посмотрим как платят. У нас из 10 млн людей, которые платят взносы в Пенсионный фонд, есть наемные работники, за которых платит работодатель; есть предприниматели, которые являются самозанятыми лицами, которые уплачивают ЕСВ. Если взять людей, которые платят взнос из минимальной заработной платы, то из 10 млн таких 4 млн. Это значит, что их месячный платеж в Пенсионный фонд составляет 1100 грн в месяц. Представьте: минимальная пенсия для человека без стажа — 1712 грн, а с полным стажем — 2100 грн.
То есть, 4 млн работающих на минимальной зарплате содержат 2 млн пенсионеров. А 6 млн на белой зарплате содержат 9 млн пенсионеров, то есть двое работающих содержат трех пенсионеров. Это справедливо? Это не перекосы в нагрузке на работающих? Может ли правительство это исправить?
Шмыгаль говорит: мы введем общеобязательную накопительную систему. Но чтобы отправить деньги в накопительную систему, нужно их где-то взять. Мы с вас заберем 4%: 2% вы заплатите по зарплате, еще 2% по ЕСВ, и мы направим в негосударственные пенсионные фонды. Кто будет гарантировать эти вклады? Каким будет размер пенсии после того, как эти средства попадут туда? А что будет, если эти средства пропадут? На это ответов нет.
Читайте также: Негосударственный пенсионный фонд: что это, как выбрать НПФ и открыть счет
Если у вас есть лишние деньги, вы верите негосударственным пенсионным фондам, вы можете сами туда пойти. Есть 63 фонда, они работают с 2004 года. Но результаты деятельности этих фондов плачевны.
Проблема даже не в том, чтобы собрать с людей деньги — хотя это дополнительный налог. А в том, что эти деньги никогда не будут работать на людей.
Для того, чтобы вводить накопления, нужно создать условия. Нельзя сначала собрать деньги, а потом думать, куда их вложить.
Григорий Овчаренко, глава подразделения по управлению локальными активами группы ICU
Накопительная система существует почти во всех странах, даже в так называемых странах постсоветского пространства. Недавно такая система заработала и у наших восточных соседей — в Грузии, Армении. Она предусматривает, что за счет или дополнительных взносов, или перераспределения существующих взносов каждый человек накапливает себе лично на пенсию. Этот переход необходим для того, чтобы снять часть нагрузки государства и переложить ее непосредственно на самих плательщиков. Чтобы добавить размер будущих пенсионных выплат уже непосредственно из кармана самих граждан.
Есть разные взгляды на существование такой накопительной системы, так как она тоже имеет свои риски, как и любая система. Она более чувствительна к системным кризисам. Потому что деньги таких накопительных систем вкладываются непосредственно в рыночные активы. Поэтому они зависят от колебаний и от макроэкономики. Но они не зависят от баланса солидарной системы — количества плательщиков и количества пенсионеров. Поэтому она имеет свои преимущества и недостатки, и в большинстве случаев она дополняет существующую систему.
Накопительная система может и должна вкладывать и в международные рынки капитала, которые со временем дают возможность увеличить покупательную способность этой системы.
Читайте также: Сколько денег украинцам выплатили негосударственные пенсионные фонды
Некоторые говорят, что в Украине нет фондового рынка. Это не совсем так. Нет конкретной категории рынка акций. Но существуют другие инструменты, которые работают, в частности, инструменты долгового рынка. Некоторые страны больше вкладывают в инструменты с фиксированной доходностью. К этим инструментам относится и локальный долг, или так называемые государственные облигации, корпоративные облигации, депозиты и другие. Поэтому для запуска этой системы в Украине уже достаточно инструментов.
Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии
В 80-е рождаемость в Украине была высокая. Но уже в 1990-е, после распада СССР, рождаемость очень сильно снизилась. Таким образом, мы имеем ситуацию, при которой людей в возрасте от 30 до 50 лет, когда они уйдут на пенсию, будет некому заменить в рабочей силе.
К сожалению, с течением времени люди будут выходить на пенсию, а новые люди к рабочей силе привлекаться не будут. Поэтому каждый работающий получит гораздо большую нагрузку в виде пенсионеров, которых они будут вынуждены содержать за счет своего дохода. Поэтому пенсии будут маленькими. Большие пенсии просто неоткуда взять.
Очень важно, чтобы сейчас люди в возрасте 30+ очень хорошо это понимали. И, во-первых, накапливали себе на пенсию. Во-вторых, получали те навыки, благодаря которым они смогут зарабатывать себе на жизнь в 50-60 лет. Ну и, в-третьих, конечно, вкладывали в образование своих детей, которые будут поддерживать их в старости.
Проблема с накопительной системой в Украине имеет две стороны. Первая — это то, что у нас нет инструментов, в которые можно было бы вкладывать эти накопления на 20-30 лет, и получить если не гарантированный доход, то хотя бы с низким риском. У нас существуют только государственные облигации и очень неприятная история мошенничества на финансовых рынках.
Вторая особенность накопительных систем. В Украине этого еще не было, но через это прошла Россия, частично даже Польша, частично — Казахстан и — Венгрия. Когда они столкнулись с дефицитом солидарного уровня — то есть в Пенсионном фонде не хватало денег, чтобы платить пенсии текущим пенсионерам — государства засунули руку в карман к людям, которые накапливали себе на вот этих обязательных счетах. Эти счета были частично национализированы, средства направлены на выплату пенсий текущим пенсионерам. И накопления людей стали «виртуальными»: может где на счету у тебя что-то появится, а может и не появится.
С макроэкономической точки зрения, если сейчас нельзя вкладывать в финансовые рынки (ни в акции, ни в облигации, в другие какие-то инструменты капитала, потому что они не существуют), даже если запустить эту накопительную систему, то вкладывать средства пенсионеров будут или в банковские депозиты, или в ОВГЗ. Людям сейчас самым ничего не мешает откладывать себе на депозиты. А вложения в ОВГЗ — это такой же государственный долг и государственные обязательства, как и просто выплаты пенсий.
Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ»
Согласно мировому опыту, нужно объединять солидарную и накопительную систему. Накопительная состоит в том, что пока человек работает, он обязан часть своих доходов откладывать специально на пенсию. К тому времени, когда он не сможет обеспечивать себя.
Почему накопительная пенсионная система все еще не создана? Первая проблема политическая. Это не выгодно сегодняшним руководителям, ведь накопительная система даст результаты лет через 20. Все это время это будут дополнительные расходы граждан.
Сегодня нерешенным является вопрос, где брать средства, чтобы откладывать. Или уменьшить отчисления в пенсионный фонд (тогда государство должно будет еще больше дотировать), или дополнительно взымать какие-то взносы с работодателя (а работодатели у нас и так не хотят показывать белую зарплату, так как высокие расходы на фонд оплаты труда), или нагрузить работника, чтобы он с и так часто небольшой зарплаты отдавал что-то на 30-40 лет вперед.
Вторая проблема заключается в доверии к финансовым институтам. Вы сегодня отдаете средства — и будете зависеть от учреждения через 30-40 лет, когда будете старенькие. А вдруг на тот момент эта структура обанкротится? А вдруг деньги исчезнут? А вдруг они девальвируются? Эти вопросы тоже надо решать.
Читайте также: Компании, которые платят акционерам даже в пандемию: зарабатываем на дивидендных аристократах
Уже сейчас украинцам, чтобы обеспечить достойную старость, надо — первое и главное — откладывать часть средств не для потребления, а для накопления. Приучить себя к тому, что 10% от зарплаты, а если какая-то премия — то до 50% — должны быть сэкономлены.