Информационное пространство финансового мира время от времени будоражат новости о том, что та или иная страна заняла средства под отрицательную ставку. Недавно к таким странам присоединился и Китай.
Читайте также: Китай наступает на доллар: стоит ли запасаться юанем
В ночь на 18 ноября китайскому казначейству удалось привлечь около 750 млн евро от размещения пятилетних облигаций с процентной ставкой «минус» 0,15%. В то же время Украине приходится занимать под достаточно высокие проценты, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Предлагаю разобраться, почему так происходит.
Любой кредитор, прежде всего, оценивает способность заемщика в полном объеме и своевременно вернуть долг. И если при получении кредита этот вопрос преимущественно решается индивидуально, то при размещении облигаций или торговли ими уровень рисков оценивается уже широким кругом инвесторов.
Читайте также: ОВГЗ-аукцион Минфин привлек в бюджет 16,77 миллиарда
Поэтому на рынке и существуют облигации с отрицательными ставками — когда риски настолько малы, что инвесторы даже готовы доплатить, чтобы одолжить их тем, от кого получат свои деньги обратно. Однако все же гораздо больше облигаций размещается со ставками выше нуля.
Но и здесь есть страны-заемщики с достаточно высоким уровнем доверия как, например, США, а есть страны, которым приходится платить более высокие ставки по своим долгам, чтобы иметь доступ к финансовому ресурсу. Поэтому именно спред — разница между доходностями, которые инвесторы стремятся получить от разных заемщиков, и является такой платой за ресурс. А уровень ставки говорит об уровне доверия к заемщику.
Сейчас такие спреды для нашей страны довольно широки. Стране приходится платить 500-600 б.п. премию к доходности казначейских обязательств США, чтобы заинтересовать инвесторов отдать предпочтение именно Украине и помочь ей профинансировать дефицит бюджета.
Например, на момент выпуска еврооблигаций в июле 2020 спред к бенчмарку (в этом случае — доходность эталонных облигаций), которым были 10-летние казначейские обязательства, составлял 666 б.п. по процентной ставке 7,253% годовых. Теперь они торгуются уже по ставкам 6,4-6,5% и со спредом к бенчмарку 550-560 б.п.
Такое «улучшение» — не украинская заслуга, а увеличение аппетита инвесторов к рискованным активам. Инвесторы ищут возможности компенсировать отрицательные или низкие ставки по нерисковым активам, и стараются больше покупать долги развивающихся стран, по более высоким ставкам. Среди них — и Украина.
Читайте также: Украина согласовала с МВФ госбюджет-2021 — Минфин
Но сейчас Украина столкнулась с бюджетным кризисом и неопределенностью переговоров с МВФ о получении очередного транша. Кроме того, решение Конституционного суда и кадровые перестановки в НБУ тоже не добавляют позитива. А при таких условиях инвесторы считают, что в стране сохраняется большой риск потери возможности своевременно рассчитаться по своим долгам. Поэтому, хоть спреды сузились, а доходности снизились, они остаются большими.
Инвесторы хотят увидеть дальнейшее движение реформ, качественное и продуктивное сотрудничество с МВФ, лучшую финансовую устойчивость. И тогда, хоть это и не будет на отрицательном уровне, но страна может получить возможность занимать по значительно меньшим ставкам, чем сейчас.